На праздниках Русского Севера драки были не просто хулиганством, а важной социальной практикой, определявшей специфику мужского поведения и часто становившейся кульминацией гуляний. В таких районах, как Пинежский уезд, во время Святок и на Ивана Купалу устраивались массовые побоища, в которых участвовало почти всё мужское население — от подростков до зрелых женатых мужчин. Эти столкновения, вероятно, имели древние ритуальные корни, так как в них деревня противостояла деревне (например, Городецк шёл на Лавелу), а в крупных сёлах в бой сходились разные концы.
Сценарий праздничного противостояния
Как вспоминали старожилы, после обильного застолья и нескольких стаканов хмельного мужики, уже изрядно охмелев, всё же «кое-что соображали» — в частности, понимали, что нужно поддержать в драке свою молодёжь. Собирались внушительные компании — по сорок человек и более с каждой стороны, часто ростом под метр восемьдесят. Усаживались за длинные столы, начинали пить, и рано или поздно возникала ссора. Заводила мог вынуть нож и воткнуть его в стол со словами: «Замолчите! Иначе драться будем». После этого либо спор затихал, либо стороны выходили на улицу выяснять отношения силой.
Интересно, что после такой драки, если находили «общий язык и согласие», все возвращались за стол, нож убирали, и до конца праздника эта партия друг с другом уже не дралась — вопрос считался решённым. Затем могла подойти следующая партия из другой деревни. Порой на празднике собиралось до пяти деревень, каждая из которых по очереди выясняла отношения. При этом, как подчёркивали информанты, шли на праздник всё же не ради драки, а ради гуляния — драка была его органичной, хоть и бурной частью.
Молодёжная задиристость и коллективный характер боёв
Особенно активно дрались юноши. Их задиристость, постоянная готовность к бою и многочисленные стычки не только не осуждались, но и поощрялись в деревенской среде. «Да какая беседа, праздник обходились без драки и частушек!» — говорили местные жители. Подраться считалось почти обязательным элементом праздника. Дрались редко один на один, гораздо чаще практиковались коллективные сражения «стенка на стенку».
Частушки как психологическая подготовка к бою
Важной частью ритуала было исполнение перед дракой частушек. Они служили не только формой устрашения противника и самоутверждения, но и творческим выражением воинственного настроя. В частушках пели о готовности к бою и стойкости:
Пойдемте партия на партию,
Котора перебьют.
Я надеюсь, наша партия
Любую переймут.
Меня били, колотили,
В три кола, четыре гири,
Я и то не унывал,
Скорее ножик вынимал.
Ревность как повод для конфликта
Ещё одной частой причиной драк была ревность. Каждый кавалер ревностно охранял свою девушку от посягательств. Эта тема также находила отражение в фольклоре, пусть и в шутливой, гиперболизированной форме:
Задушевный мой товарищ,
Выну ножик на тебя,
Ты не первую, вторую
Отбиваешь от меня.
Наше поле с вашим рядом,
Посредине есть межа,
Кто к моей милашке сядет
Тот испробует ножа.
Таким образом, драка на севернорусских праздниках была сложным социальным явлением — способом выплеска энергии, утверждения мужского статуса, разрешения конфликтов между общинами и даже своеобразной игрой со своими строгими, хотя и неписаными правилами.