Семья – это самая благородная форма существования человека, или кое-что о родовых отношениях и родовом сознании

Если вспомнить словарь, которым мы пользуемся в повседневной жизни, легко заметить, как много споров и конфликтов рождается из-за неразберихи в самых простых, казалось бы, вещах и словах. Тех, что буквально составляют основу жизни человека и общества: дом, семья, родство, недвижимость, семейный бюджет, наследование и налоги, рождение и воспитание детей.

Используя материал для размышлений, исходящий из памятников культуры – фольклора, мифологии, произведений народной словесности – можно ли прийти к такому состоянию умов, когда основные слова и понятия, значимые для нас в повседневной жизни, стали бы пониматься всеми сходным образом? Это возможно, но, чтобы этого достичь, стоит рассмотреть наше их понимание, исходящее из первооснов народной традиции.

Складывалась эта традиция в те давние времена, когда человек только начинал осваиваться в окружавшем его мире, когда рождались те знания, что известны нам теперь через памятники народной культуры. Осваивался мир через миф и ритуал, волшебную сказку и загадки, свадебные или похоронные обряды. Долгое время эти знания считались предрассудками, заблуждением. Но мы, знакомые сегодня с этнографией, фольклористикой, культурной антропологией, знаем, что это не мертвое наследие, оно живет в нашем бессознательном и проявляется в снах и творческих начинаниях, в хозяйственных решениях и, как ни странно, даже в бизнесе.

Обращение к первоосновам особенно актуально для нашей страны, где культурное наследие было забыто, спрятано в бессознательное. Несколько поколений были воспитаны, по сути, на новом заблуждении, называвшемся «идеологией».

Обратите внимание: Как хорошо узнать человека?.

Под ее аккомпанемент мы от одной эксплуатации пришли к другой, централизованной: у человека забиралось абсолютно все – свобода, земля, право, деньги – чтобы он, гол как сокол, налегке топал к радостному будущему.

Идеологические клише тех времен крепко сидят в голове и по сей день, так что и сегодняшнее поколение, не замечая того, повторяет их. И сегодня людям очень сложно прикоснуться хотя бы к тем слоям народной культуры, которые были общедоступны до революции. А ведь русские были очень культурными людьми.

Важно понять, как представленное в фольклорных памятниках родовое сознание и родовые отношения живут и действуют сейчас в условиях современной жизни и культуры.

В круг родовых отношений и родового сознания входит многое, но все же центр ее – именно семья, родство, дом и наследуемое достояние семьи, ее благополучие и богатство. Из семьи, из рода когда-то возникло и государство, которое стало потом приспосабливать ее к себе, изымая из нее разные ресурсы – энергию, здоровье, время, деньги, членов семьи и т. д. В разные времена и в разных обществах это происходило по-разному, но лишь там, где связь семьи и собственности, накопленного и наследуемого богатства остается крепкой, – сохраняется и свобода, и порядок. Как в процветающей Швейцарии, например, где клановость устояла перед всеми историческими провокациями (протестантской революцией, например). Недаром швейцарские деньги очень многим управляют в этом мире.

В советское время семья обзывалась громкими топорными словами («первичная ячейка общества»), но она была лишена своей основы – собственности, земли, своего дома, всего, что дает ее членам независимость, благополучие, будущее, достойную жизнь.

Недаром появились в СССР «соцгорода» при предприятиях, где вся жизнь была подчинена производству, или «спальные районы» – что-то вроде инкубаторов для «демографической деятельности», как тогда официально называлось деторождение.

Возрождение России, о котором столько пустых слов сказано в последнее время, это в первую очередь возвращение семьи, возвращение в семью, накопление в семье – нас самих, собственности (всех видов).

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: Семья – это самая благородная форма существования человека, или кое-что о родовых отношениях и родовом сознании.