Часто кажется, что развлечения и веселье — удел легкомысленных, а для серьезного человека они не подходят. Однако это заблуждение. Даже самые ответственные и погруженные в работу люди нуждаются в отдыхе, который может принимать форму живого общения под темпераментную музыку. Жизнь, лишенная радости и непринужденности, превратилась бы в унылое существование, где серьезность стала бы самоцелью.
Серьезность и потребность в отдыхе
Во все времена встречались люди, полностью поглощенные своим делом, для которых понятия «развлечение» и «веселье» практически не существовали. Яркий пример — реакция знаменитого врача Рудольфа Вирхова. В 1890 году на балу Берлинского конгресса врачей окулист Людвиг высказал мнение, что такое мероприятие медикам неуместно. Вирхов, улыбнувшись, парировал: «Напротив, бал здесь очень кстати! Каждый врач должен иметь возможность проявить себя — если нечем блеснуть в науке, пусть хотя бы потанцует... А тем, кто уже сказал свое слово в медицине, почему бы тоже не пуститься в пляс?»
Исторические корни танца
Стремление двигаться в ритме, вероятно, сопровождает человечество с древнейших времен. Об этом говорят наскальные рисунки эпохи палеолита, а также описания ритуальных плясок в культурах Древнего Востока и Греции. С течением веков танец все теснее переплетался с песней. В Средние века они были практически неразделимы. Как отмечал Эрих Штуртевант в своей книге «Об эволюции хорошего тона на протяжении веков» (1917), лучший певец часто был и ведущим танцором, задававшим фигуры для хоровода. Танцевали тогда больше по велению души, чем по строгим канонам. Народные хороводы, столетиями водимые на лугах, со временем почти исчезли, сохранившись лишь в детских играх.
От народного веселья к придворному этикету
Придворное общество переняло у народа форму хороводного танца, но лишило его искренней, буйной веселости. Аристократия не танцевала, а церемонно «вышагивала», что отчасти сохранилось до наших дней в полонезе. При этом власти, особенно духовные, часто яростно протестовали против энергичных танцевальных движений, видя в них «соблазн и потворство дьяволу». В некоторых местах танцы были запрещены или поставлены под строгий надзор. Городские власти могли назначать специальных распорядителей, которые следили за точным повторением фигур и даже останавливали музыку при малейшем нарушении порядка, например, если танцоры начинали нарочно сталкивать друг друга с ног.
Эволюция танцевальной культуры
Длинный путь от кадрилей XVII века до современных танцевальных стилей показал, как сильно может меняться эта форма искусства и развлечения. Танец всегда был отражением эпохи, ее нравов и свобод. И сегодня, оглядываясь на эту богатую историю, сложно предсказать, какой танец захватит умы и сердца завтра. Одно остается неизменным: потребность человека в ритмичном движении, самовыражении и радости, которую дарит танец.