Весенние праздники и обряды Русского Севера: встреча лета и первый выгон скота

Майские костры: проводы зимы и встреча лета

В деревнях Пинеги, Холмогор, Мезени и Лешуконья существовала уникальная традиция, связанная с 1 мая. Этот день считался важной границей между холодным и теплым временем года. В ночь на первое мая жители собирались за околицей на самом высоком холме, где разжигали большой костер. Молодые люди водили вокруг огня хороводы, исполняли народные песни, танцевали, а самые смелые прыгали через пламя. Когда костер разгорался особенно сильно, все присутствующие хором выкрикивали: «Лето встречаем, зиму провожаем!» В отдельных селениях праздник сопровождался чаепитием из самоваров с традиционными шаньгами. Ученые полагают, что эти первомайские костры по своей сути были аналогом масленичных, однако из-за сурового северного климата проводы зимы перенесли на более поздний срок, когда весна окончательно вступала в свои права. Таким образом, гуляние имело глубокий символический смысл — это была настоящая встреча лета.

Егорьев день: обряды первого выгона скота

Центральное место в весеннем цикле занимал Егорьев (Юрьев) день, отмечаемый 23 апреля по старому стилю или 6 мая по новому. Для северного крестьянина существовало незыблемое правило: первый выгон скота на пастбище должен был состояться именно в этот праздник. Зачастую в это время еще лежал снег, поэтому выгон носил скорее ритуальный, чем практический характер. Регулярный выпас начинался позже, на Николу Вешнего (22 мая), но основные обрядовые действия все равно были приурочены к Егорьеву дню. Во многих приходах в этот день совершались крестные ходы, а скот приводили к церкви для совершения молебна о здоровье и благополучии животных.

Традиции и роль пастуха в Егорьев день

Все обряды этого праздника были тесно связаны с животноводством и направлены на защиту скота. Хозяйки обязательно кормили животных особым обрядовым хлебом или шаньгами. Перед тем как вывести корову со двора, на ее загривке крестообразно выстригали клок шерсти — этот обычай считался сильным оберегом. Скот выгоняли, слегка ударяя освященной в Вербное воскресенье вербой. Также было принято одаривать пастухов, которые в этот день обходили стадо, совершая защитные ритуалы. Пастух играл особую, почти мистическую роль в обрядах первого выгона. От него требовалось не только умение управлять стадом, но и знание специальных заговоров и молитв, которые, по мнению крестьян, обеспечивали сохранность скота от болезней, хищников и нечистой силы. К выбору пастуха и его умениям относились с большим вниманием и доверием.