Утраченная невинность: от детского единства к взрослой раздробленности

Детство как состояние естественной целостности

Детские годы часто воспринимаются как волшебный период жизни. Это происходит потому, что сознательное «я» ещё не успело полностью сформироваться и занять доминирующую позицию. В это время ведущую роль играют интуиция и бессознательное знание, которые напрямую связывают ребёнка с миром.

В йогической традиции первые семь лет жизни считаются периодом радости и невинности. Энергия в это время свободно циркулирует между базовой и коронной чакрами. Любая внутренняя раздробленность, если она и есть, минимальна и не мешает ребёнку ощущать радостное единство со всем сущим. Он живёт в состоянии невинности, где каждое новое мгновение («сейчас») почти не связано с грузом прошлого и тревогами о будущем.

Единство с миром и его утрата

Все дети, в той или иной степени, пребывают в неосознанном слиянии с единым полем реальности и черпают из его безграничного источника. Даже Иисус Христос отмечал особую ценность детского бытия, говоря: «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Однако с развитием индивидуального самосознания, с появлением понятий «я», «ты», «моё», «твоё», это единство начинает разрушаться. То, насколько эго укоренится в сознательной части психики в ущерб бессознательной, определяет, насколько сильно ребёнок потеряет чувство связи со «Всем». Цена развития сознания без поддержания баланса с бессознательным — это утрата осознанного переживания целостности.

Изгнание из Эдема сознания

Используя библейскую аллегорию, можно сказать, что пока ребёнок пребывает в объятиях бессознательного, а его энергия течёт свободно, позволяя истинному «Я» выражать себя полно и беспрепятственно, он един с Богом и живёт в Эдемском саду. Но как только он начинает отождествлять себя не с самим собой, а со своим индивидуальным образом (эго), это нерушимое единство рассыпается. Он будто бы изгоняется из сада и из состояния младенческого блаженства. Именно в этот момент разобщённости рождается страх. Вместе со страхом приходит осознание «чужого», и бессознательное чувство отделённости, нового существования вне «Всего», сигнализирует об опасности полного исчезновения.

Выбор в пользу разделения

Вместо того чтобы сделать рывок обратно к единству, ребёнок чаще выбирает противоположный путь. Он начинает измерять себя исключительно через призму сознательного «я», которое доминирует в его эго, и стремится стереть любые воспоминания о той неосознанной невинности и блаженстве, которые он когда-то испытывал. Затем это сознательное «я» предпринимает попытки узурпировать владения истинного «Я», возвеличивая само себя и состояние двойственности, в котором оно теперь пребывает. Его аппетиты растут настолько, что он даже пытается отрицать существование всего, что не вписывается в доктрину разделения. Из-за этого ребёнок окончательно теряет свою детскую невинность и всё глубже погружается в жизнь, протекающую в мире борьбы, где любое действие берёт начало исключительно в сознательном уме.

Деятельность без корней

Если вся активность человека изначально исходит только из сознательной части, она не резонирует с тем, что находится в самой глубине его существа, с центром его бытия. В таком случае не возникает и глубокого чувства истинного предназначения своих действий, потому что такой человек утратил прочную связь с истинным «Я». Самодостаточность и внутренняя защищённость потеряны, и в результате человек просто механически выполняет действия, не учитывая ни свои подлинные желания, ни глубинные страхи. Теперь его деятельность целиком превращается в борьбу за обладание вещами, которые призваны либо притупить душевную боль, либо помочь её избежать.

Война внутри: сознательное против истинного «Я»

Даже само существование истинного «Я» начинает усиливать страдания, постоянно напоминая человеку о его внутренней раздробленности и поверхностности. Более того, истинное «Я» становится постоянной угрозой для сознательного ума и его доминирующего положения. Чтобы защититься от этого, сознательное хватается за любое доступное оружие, делая всё возможное, чтобы отстоять свои позиции.

Притча о злых виноградарях служит яркой иллюстрацией этой внутренней войны:

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды.

35 Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Путь к воссоединению

Чтобы отказаться от жизни, в которой эго почти полностью укоренено в сознательном, и обрести подлинную, позитивную «эгоцентричность» целостной личности, человек должен встретиться лицом к лицу со своим страхом — страхом перед отвергнутыми и нелюбимыми частями самого себя («чужаками»).

Процесс психодуховного воссоединения предполагает, что те «маленькие демоны» — подавленные эмоции, травмы, страхи, — которые были заточены в темницах сознательного, должны быть освобождены и интегрированы. Этот путь начинается в тот момент, когда человек поворачивается навстречу своему страху, проявляя достаточную открытость и смелость, чтобы признать существование этих внутренних «демонов». Любой, кто вооружён таким мужеством, способен вспомнить их и отыскать в глубинах своей психики. Обнаружив их, человек должен принять их в себя, интегрировать с другими гранями своей личности, воссоединить разрозненные части и таким образом вернуть себе утраченное состояние детства — состояние внутреннего единства и беспричинного переживания радости.