Возрождение и трансформация летних праздников на Архангельском Севере

Иванов день: между традицией и нововведениями

В летнем календаре праздников Архангельской области особое место занимает Иванов день (Иван Купала). Интерес жителей региона к своим историческим корням и народным обычаям в последние годы заметно возрос. Однако наблюдается любопытная тенденция: местные специфические обряды часто замещаются более распространённой, «общерусской» купальской традицией. Исторически на Севере такие элементы, как прыжки через костёр, плетение венков или массовое купание, были нехарактерны, но именно они сегодня привлекают современных организаторов и участников. Яркий пример — празднование в деревне Лохново в 2004 году, где в ночь на 7 июля жители купались в реке Пинеге, «смывая грехи», девушки гадали на венках, а на берегу горели костры. Успех мероприятия был так велик, что его решили сделать ежегодным.

Праздник как культурное событие и туристический аттракцион

Крупные учреждения культуры также активно включаются в процесс. Музей «Малые Корелы» проводит масштабные гулянья в ближайшие к дате выходные. Программа сочетает образовательные и развлекательные элементы: помимо ярмарок и концертов, гостей учат старинным гаданиям, предлагают собирать целебные травы и даже искать мифический цветок папоротника в музейных рощах. Кульминацией становится театрализованное представление с зажжением большого костра, через который, следуя новой традиции, с удовольствием прыгают пары.

Иванов день превратился в значимое районное событие в Яренске, на Пинежье и в Холмогорах. В селе Карпогоры, например, он собирает творческие коллективы со всего района. Сохраняется и практический аспект праздника — сбор лекарственных трав, которые, согласно поверьям, в этот день набирают особую силу. Также с Иванова дня начинается важная для быта заготовка банных веников.

Проект возрождения: съезжие праздники нового времени

С 2001 года в регионе началось активное возрождение старинных «съезжих» праздников — больших сельских гуляний, на которые съезжались жители окрестных деревень. Импульсом стал грант, полученный в рамках конкурса «Культура Севера». За несколько лет традиция ожила в новых формах в Мезенском, Лешуконском и Пинежском районах. Праздники стали приурочивать к конкретным дням: Иванову, Петрову, Прокопьеву.

Особую известность приобрёл Прокопьев день в деревне Кимжа Мезенского района, ежегодно проводимый с 2001 года благодаря энтузиазму директора местного клуба Е.Г. Репицкой. Программа строится на местном фольклоре и включает шествие в народных костюмах, застолье с традиционными блюдами (брага, пироги, рыба в латках), а также исполнение уникальных кимженских хороводов и частушек.

Важным духовным элементом новых праздников стало установление обетных крестов на местах утраченных церквей и часовен, как это произошло, например, в деревне Олема в Троицу.

Споры о подлинности: взгляд старожилов

Несмотря на очевидный успех, многие старожилы, особенно Мезенского района, относятся к новым праздникам скептически. Они отмечают, что современные гуляния носят скорее зрелищный, концертный характер, где большинство присутствующих — пассивные зрители. В памяти же старшего поколения живут воспоминания о подлинно народных, многодневных праздниках советской поры, когда веселье длилось с утра до ночи, гости ходили по домам, а после официальной части в клубе песни и пляски под гармонь продолжались до рассвета. Современный же формат, по их мнению, ограничивается одним днём и одной сценой, утрачивая ту самую глубину и всеобщую вовлечённость, которые и составляли душу старого съезжего праздника.