В предыдущей статье я исследовала школьную жизнь с позиции ученика. Теперь предлагаю взглянуть на систему образования под другим углом — глазами педагога. Этот взгляд основан на личном опыте работы как в сельской, так и в городской школе, что позволяет выделить общие системные проблемы, не углубляясь в сравнение этих двух сред.
Шесть главных вызовов профессии
1. Бюрократическая нагрузка. Одна из самых демотивирующих сторон работы — это огромный объем бумажной отчетности. Часто создается впечатление, что ради заполнения бесконечных папок и форм вырубаются целые леса, причем значительная часть этой документации носит формальный, а не практический характер.
2. Культ стандартизированного тестирования. Администрация зачастую проявляет чрезмерную озабоченность результатами ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и других проверочных работ. На их подготовку не выделяется дополнительного времени, поэтому учителям приходится жертвовать полноценным изучением программных тем, что обедняет учебный процесс.
3. Обязательная внеурочная активность. Педагогов практически принуждают к участию в многочисленных конференциях, праздниках и мероприятиях, что отнимает время и силы, которые могли бы быть направлены на основную работу — преподавание.
4. Нехватка базовых ресурсов. Многие учителя лишены своего постоянного кабинета, что превращает их в «скитальцев»: на переменах они носят стопки тетрадей в поисках свободного класса и ключа от него. Школьная техника, такая как принтеры, часто недоступна, вынуждая педагогов за свой счет покупать оборудование и расходные материалы для повседневных нужд.
5. Сложности во взаимодействии с родителями. Особенно остро эта проблема стоит в городских школах. Встречаются случаи, когда родители, в том числе работающие в системе образования, оспаривают справедливые оценки, настраивают ребенка против учителя и потворствуют неуважительному поведению. Это подрывает авторитет педагога и мешает учебному процессу.
6. Токсичная атмосфера в коллективе. Работа в преимущественно женском педагогическом коллективе иногда сопровождается сплетнями, интригами и конфликтами, что создает нездоровую психологическую обстановку и отвлекает от профессиональных задач.
Системные противоречия и их цена
Корень многих проблем — в абсурдных внутренних установках, таких как запрет на низкие оценки для «хорошистов» или требование к учителям предоставлять «красивые» отчеты об успеваемости. Эти требования, спущенные сверху от администрации к директорам, а от них — к педагогам, в конечном итоге создают видимость благополучия, но реально вредят качеству образования и развитию детей.
Что держит учителя в профессии?
Несмотря на все трудности, в работе педагога есть неоспоримые плюсы, которые заставляют многих оставаться в профессии. Это, прежде всего, общение с детьми, возможность для творчества и реализации в любимом деле. Также привлекателен график работы, позволяющий раньше освобождаться, и социальные гарантии от государства: стабильная (пусть и невысокая) зарплата, оплачиваемый отпуск и больничный.
Как вы считаете, перевешивают ли эти положительные моменты все перечисленные сложности? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Если вам интересна тема образования и внутреннего мира человека, поддержите автора — подпишитесь на канал и поставьте лайк. Также рекомендую к прочтению мою книгу:
https://litres.ru/n-v/gde-to-vnutri/
Спасибо за внимание и до новых встреч!