Законны ли требования врачей покупать лекарства для лечения в больнице?

Ситуация, когда близкий человек попадает в больницу, всегда стрессовая. Нередко к тревоге за здоровье родственника добавляется недоумение: лечащий врач просит приобрести лекарства за свой счёт, объясняя это отсутствием необходимых препаратов в медицинском учреждении. Сначала просят купить дорогостоящие средства, а затем список может пополниться даже обычными, широко распространёнными лекарствами, вроде аспирина. Возникает резонный вопрос: насколько законны такие требования и как действовать в подобной ситуации?

Что говорит закон о предоставлении лекарств в стационаре?

Согласно законодательству, в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС) пациенту в стационаре должны быть предоставлены все необходимые для лечения лекарственные средства бесплатно. Это правило закреплено в базовой и территориальных программах госгарантий. Просьбы со стороны медицинского персонала приобрести препараты за свой счёт могут быть правомерны только в исключительных случаях.

В каких случаях просьба купить лекарство может быть обоснована?

Врач может порекомендовать приобрести препарат самостоятельно, если:

  • Это редкое или очень дорогое лекарство, не входящее в перечень, закупаемый по программе ОМС для данного медицинского учреждения.
  • Требуется препарат для индивидуальной терапии в особом случае, который стандартными схемами лечения не предусмотрен.
Однако даже в этих ситуациях речь идёт именно о рекомендации, а не об обязательном требовании. Что же касается обычных, базовых лекарств (таких как аспирин, жаропонижающие, стандартные антибиотики), то больница обязана обеспечивать ими пациентов в полном объёме.

Порядок действий, если вас просят купить лекарства

Чтобы защитить свои права и не стать жертвой недобросовестных действий, следуйте простому алгоритму:

  1. Запросите разъяснения у лечащего врача. Вежливо, но настойчиво попросите пояснить, почему данного лекарства нет в больнице и входит ли оно в территориальную программу ОМС. Вы имеете полное право ознакомиться с этим документом.
  2. Обратитесь к руководству. Если ответ врача вас не удовлетворил или вызвал сомнения, следующим шагом должен быть разговор с заведующим отделением или главным врачом больницы. Зафиксируйте своё обращение (письменно или с помощью аудиозаписи, если это разрешено).
  3. Подайте жалобу в контролирующие органы. В случае бездействия администрации медучреждения следует обратиться с жалобой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) или в региональное министерство (департамент) здравоохранения. Эти органы обязаны провести проверку и дать официальный ответ.
Помните, что ваше право на бесплатную медицинскую помощь, включая обеспечение лекарствами в стационаре, гарантировано государством. Не стесняйтесь эти права отстаивать.