Вторая чакра называется «свадхистхана». «Сва» означает суть объекта; неотъемлемая часть объекта, а «дхистхана» — действительное расположение чакры. Это определение полезно для нас тем, что позволяет охватить умом значение второй чакры, которая является органом, осуществляющим первичное переживание чувств, соответствующих физическому воплощению человека. Эта чакра располагается чуть выше половых органов и регулирует сексуальную энергию, которая представляет собой гораздо большее, чем просто физическую сексуальность и эротичность. Она — средоточие созидательной способности человека, через нее к человеку приходит детское восхищение и вдохновение объективным миром. Именно вторая чакра позволяет переживать мир как волшебное событие. Она же открывает мужчине чувство мужского естества, а женщине — женского.
У детей редко встречается ущемленность протекания энергии через вторую чакру, вот почему до достижения половой зрелости они сохраняют в себе свойственное детству чистое видение мира. Но из-за всевозможных запретов и стесненных условий выражения своей сексуальности, полноценное протекание энергии через этот жизнене-сущий центр у взрослых встречается редко. Утрата непосредственности и вдохновения происходит не по причине половой зрелости, как принято считать, а из-за ущемления второй чакры, которое у большинства людей начинается в период полового созревания.
В своей работе с людьми я часто слышал от своих учеников примерно следующее: «Я хочу стать воссоединившимся человеком» или «Я хочу стать целостным, познавшим себя существом». Но оказывалось, что по большому счету они так и не становились познавшими себя людьми, а только познавшими себя мужчинами и познавшими себя женщинами.
Вспоминание, нахождение и воссоединение невозможны, если не вернуть себе ощущение своей мужской или женской природы. Это можно сделать, если снова потянуться к самой гуманоидной своей части, ко второй чакре и связанному с ней субполю.
Согласно йоговским источникам, свадхистхана расположена впереди и чуть выше первой чакры муладхары и управляет работой многих органов области таза, в том числе мочеполового тракта и половых органов. Она влияет и на неохваченные первой чакрой органы систем пищеварения и выделения, но из-за ее близости к первой чакре трудно определить, где кончается ее взаимодействие с физическим телом и начинается взаимодействие с муладхарой. Тантристы считают, что свадхистхана управляет протеканием праны через пять крестцовых позвонков. Тантрические источники также предполагают, что свадхистхана заведует чувством вкуса, которое связано с присутствующей в организме человека водой.
Из-за того что вторая чакра близко расположена к харе, она играет жизненно важную роль в полноценном распределении и протекании праны.
Во время свадхистхана-медитации постарайтесь войти в контакт с центром сознания, в котором воплощено ваше притягательное чувственное начало, начало, преисполненное восхищения и вдохновения, которое видит жизнь во всем, что только есть, и которое разделяет непрерывный экстаз творения. Придите к осознанию этой ипостаси своего существа и постарайтесь увидеть высшее во всем, что есть на свете.