ЧАКРА ВИШУДЦХА

Пятая чакра называется «вишуддха», что на санскрите означает «чистая». Она занимает пространство, ограниченное точкой, расположенной в основании шеи рядом с третьим шейным позвонком, чуть ниже его костного мозга, и точкой, расположенной на горле рядом с адамовым яблоком.

Эта чакра связана с присутствием в строении человека элемента «акаша» (относящегося к эфирным веществам), с чувством слуха и звукообразованием. Она управляет горизонтальным сегментом человеческого тела, ограниченным точкой, расположенной посередине переносицы и точкой, находящейся на уровне ключиц.

Если работа этой чакры достигает полной мощности, то человек начинает осознавать свое ментальное тело.

Некоторые йоговские источники пишут, что она олицетворяет собой тело интеллекта, или виджнянамайя кошу. Под этим йоги подразумевали, что если горловая чакра выходит на нормальную мощность, человек становится способен отличать деятельность ментального тела от деятельности более низких тел: астрального, эфирного и физического. Это приводит нас к беспристрастию. Возрастает степень интеллектуальной разумности.

Очищенность восприятия приходит постепенно, по мере того, как очищается восприятие дхармы. Алиса Бейли сказала: «Мощность этих центров меняется в зависимости от развития индивидуума. У некоторых определенные центры могут быть относительно спящими... Вообще же, у среднестатистического человека горловой центр, как правило, делает попытки заявить о себе, в то время как головной и сердечный центры по-прежнему остаются спящими».

Энергию горловой чакры считают окрашенной в голубой цвет. Ледбитер предполагает, что «в конечном счете выделяемая ею энергия приобретает блестящий серебряный цвет, как свет луны на покрытой рябью поверхности реки».

Когда пятая чакра открывается, человек скоро приобретает знание о подлинности своих внутренних миров, знание о том, что человеческое существо живет одновременно и в физическом, и в тонких мирах. Горловая чакра ответственна за то, насколько доходчиво и исчерпывающе мы себя выражаем, вынося наружу душевные порывы (астрального и ментального тел). Из йоговских источников известно, что она управляет удана вайю,— формой праны, от которой зависит человеческая способность к голосовому самовыражению. Однако удана вайю не исчерпывается одними лишь речевыми способностями. Она полностью заведует участком тела, где расположены гортань, шея и лицо. Поэтому мимика лица, жесты и даже жизненное пространство человека зависят от удана вайю.

Отсюда следует, что работа этой чакры тесно связана с целостностью личности. Если прана на своем пути по позвоночнику проходит стадию горловой чакры, человек сможет оставаться твердым при любых условиях противостояния. Он или она сможет сказать «нет», и все благодаря редкостному дару горловой чакры, преобразовывающей другие формы энергии человеческого существа в беспричинные переживания радости, что и дает нам возможность вести себя именно так.

Горловую чакру можно уподобить плотине: более низкие частоты энергии, такие как гнев, страдание и страх, поднимаясь из нижних чакр и проходя через нее автоматически превращаются в беспричинные переживания радости. Любые формы энергии четырех нижних чакр (качество и количество которой не имеют значения) благодаря этой способности пятой чакры перерабатываются и преобразовываются ею.

После преобразования энергия может быть использована для питания физического и тонких тел. И в чем еще одно преимущество работающей горловой чакры — излишек энергии будет излучаться наружу, привнося во внешний мир радость и окружая ею всех людей.

Человек может стать выше страха, если пробудится его пятая чакра. Как только страх начинает перерабатываться в другую энергию, «Я есть» получает свободу действий, и тогда полноценное самовыражение будет сопровождать такого человека в любой ситуации. Только в этом случае можно до конца уразуметь, что имел в виду апостол Павел, когда говорил: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».