Однажды в кафе ко мне подошла девочка дошкольного возраста с кубиком Рубика в руках. Пока её мама разбиралась с заказом, мы с ребёнком завели разговор о головоломках, логике и техниках сборки — оказалось, я когда-то знала формулу для быстрого решения! Диалог был лёгким и увлекательным, но вдруг мама окликнула дочь:
— Доченька, не мешай людям. Иди сюда.
Девочка сразу замолчала и ушла. А у меня в голове закрутились мысли.
Дети часто проявляют любопытство и инициативу в общении — на улице, в магазине, в общественных местах. И так же часто взрослые останавливают их фразами вроде «не мешай», «не приставай», «отстань».
Я хочу обратиться к родителям: пожалуйста, старайтесь не использовать такие формулировки.
Поддержите small talk ребёнка. И те, к кому дети обращаются, — тоже, пожалуйста, найдите пару минут, даже если вы заняты. Эти две минуты не сорвут ваши дедлайны, но могут стать для ребёнка важным опытом: мир не враждебен, в нём есть место доброжелательности. Кстати, такой короткий позитивный контакт часто заряжает и самого взрослого.
Быть не в настроении для светской беседы — это нормально. Но важно уметь мягко дать понять это, не раня собеседника. Вместо «ты мешаешь» можно сказать: «Извини, я сейчас очень занят(а)» или «Я бы с удовольствием поговорил(а), но мне нужно закончить дело». Смысл один, но посыл совершенно разный.
Культура общения: почему это важно с детства
Культуре коммуникации учатся с ранних лет. В постсоветском пространстве, по понятным историческим причинам, многие люди сдержанны и даже немного грубоваты в общении с незнакомцами — в транспорте, магазинах, учреждениях. Возможно, корни этого — в детских установках: «не лезь», «не разговаривай», «сиди тихо». Со временем формируется убеждение, что дружелюбие равно навязчивости. Нам нужно заново учиться — и учить детей — различать эти понятия.Где проходит граница?
Между приятной лёгкой беседой и назойливостью. Между фразой «мешает» и готовностью уделить две минуты. Между раздражающим поведением и парой добрых слов. И, конечно, между обычным вежливым человеком (например, тем, кто просто отвечает на вопрос ребёнка в присутствии родителей) и потенциально опасным незнакомцем (который сам активно инициирует контакт с ребёнком, особенно когда рядом нет взрослых — этому нужно учить отдельно). Во взрослой жизни отличать одно от другого будет гораздо проще, если начать практиковать это в детстве, в безопасной обстановке, когда рядом — родитель и адекватный взрослый, который понимает ценность таких коротких уроков человечности.По теме: «..мы и так потеряли столько драгоценного времени..».
Если статья была вам полезна, подписывайтесь на раздел и ставьте лайк.
Стоит еще зайти сюда: Психология.
Источник статьи: Между «мешает» и «две минуты твоего времени».