Проблема «любимчиков» и детской несправедливости — это то, с чем я столкнулась, работая музыкальным руководителем. Меня всегда раздражала эта избирательность и наглость, которую она порождает. Почему одному ребёнку можно всё, а другому — ничего?
Рома и Саша: история противостояния
В моей группе был мальчик по имени Рома. Со стороны могло показаться, что он просто невоспитанный и трудный ребёнок. Но на самом деле всё было иначе. В группе был свой «любимчик» — Сашенька. Рома, будучи по натуре лидером, отчаянно пытался привлечь к себе внимание и получить свою долю любви. Его детские протесты и вопросы «Почему ему можно, а мне нет?» были криком души. Он не понимал, чем Саша лучше его, и эта несправедливость ранила его.
Конфликты между мальчиками были неизбежны, и в них всегда крайним оказывался Рома. Его нелюбовь к Саше была естественной реакцией на явное предпочтение, которое тому оказывали.
Что самое парадоксальное — Сашенька ничем особенным не выделялся. Его танцы были средними, а пение и вовсе оставляло желать лучшего. Тем не менее, он всегда занимал место в первом ряду. Таков статус «любимчика» — привилегии даются не за заслуги, а просто так.
Попытка помочь и неожиданный провал
Мне было искренне жаль Рому, и я захотела ему помочь. Тем более, что у него был настоящий талант — чистый, звонкий голос и отличный музыкальный слух. Решив доказать всем его способности, я выбрала его солистом для выступления.
Мы усердно занимались наедине, и результаты были блестящими. Рома пел прекрасно. Я была горда и уверена в успехе. Однако, когда настало время репетиции со всей группой, произошло нечто необъяснимое. Мальчик, который только что пел идеально, вдруг стал запинаться, забывать слова и в итоге «закрякал». Я была в шоке.
«Ну что, хорошо он пел?», — с язвительной усмешкой спросила воспитательница. «Да, очень хорошо», — с гордостью ответила я, но внутри всё сжалось. Её вердикт был безжалостен: «Придётся к нему ещё кого-то ставить. Он один не споёт. Не сможет».
Горькое осознание и чувство бессилия
Что же случилось? Почему талантливый ребёнок не смог справиться? Ответ я получила от более опытного коллеги: «Она давит его своим авторитетом». Воспитательница, негласно считавшая Рому «неудачником», своим отношением и словами буквально блокировала его способности. На мой вопрос, что же можно сделать, прозвучал горький ответ: «Ничего».
И это «ничего» стало моей участью. Я могла лишь наблюдать, как ломают самооценку маленькому человеку. Моя попытка помочь, моя «глупость», лишь в очередной раз доказала ребёнку, что он «ничего не может». Такие установки он слышал постоянно, и, думаю, именно они помешали ему стать первым в чём-либо. А потенциал у него был огромный.
Выводы, которые остаются с тобой
Надеюсь, что взрослая жизнь Ромы сложилась лучше, чем его детство. Но детские травмы, полученные в саду, забываются с трудом.
Научил ли меня этот случай? Теперь я точно знаю, что бесполезно что-то доказывать в такой токсичной системе. Споры и открытая вражда только усугубляют ситуацию, делая её хуже для ребёнка.
Что можно пожелать родителям, столкнувшимся с подобным? Трудно дать совет. Главное — быть внимательнее к своим детям, их переживаниям и стараться ограждать их от разрушительного влияния несправедливого отношения.
А у вас были похожие ситуации? Как вы из них выходили? Что вы делали?
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Нелюбимчик..