Актер Анатолий Белый дает интервью на съемочной площадке на окраине Москвы. Снимается фильм-катастрофа «Метро». По сюжету герой-бизнесмен случайно спускается в подземку, где сталкивается лицом к лицу с мужем и дочерью его любимой женщины. Эту дочь играет 11-летняя Анфиса Медведева.
«Она совершенная актриса по природе, с моторчиком, веселит всех, поет, - рассказывает Анатолий. - Бегает со съемок в МДМ - там у Анфисы роль в новом мюзикле «Звуки музыки».
Только что к ним в трейлер заходил. Сидят с бабушкой, математику сделали, остались устные предметы». Взяв паузу, Анатолий подчеркивает: «Присутствие ребенка на площадке - большая радость»
Вот об этом всё наше интервью...
Анатолий, мне мама Лизы Арзамасовой из «Папиных дочек» рассказывала, как вы несколько лет подряд играли с ней в спектакле МХТ «Человек-подушка». Как вы говорили: «Жила-была восьмилетняя девочка», но год от года Лиза росла, и на последних спектаклях вы просто смотрели с прищуром и объявляли: «Жила-была... девочка».
Да, я помню, в 2006 году мы начали репетиции «Подушки», был огромный детский кастинг, и Кирилл Серебренников отобрал Лизу на эту роль. Спектакль тяжелый, депрессивный, взрослый, но Лиза замечательно попала в стилистику со своим интересным лицом. Сейчас Лиза уже играет Джульетту, она не по годам взрослая, целеустремленная, трудолюбивая.
Я, когда смотрела этот садистский спектакль, думала, что своих детей ни за что в жизни туда бы не отпустила...
Ну, многие так думают.
Ваше отношение к происходящему в «Человеке-подушке» поменялось после появления детей?
Может быть, я своих ребят на такое действо и не отдал бы. Хотя... детям, которые играли в спектакле, достаточно было объяснить, что это игра. Пожалуй, все же отдал бы. В зрительном зале страшно, а внутри - нет.
А вот у вас еще был фильм «Робинзон Ярик» про шестилетнего мальчика...
Там тоже история тяжелая: беспризорников продают на органы. Но мы на сьемках думали о другом: об одиночестве, брошенности. По сюжету мой герой, циничный человек, вдруг проникается симпатией и, как щенка, подбирает мальчика с улицы. Потом мальчик убегает - он за ним, чувство вины остается. И на фоне этих переживаний мой герой возвращается в семью, и возникает момент переосмысления: каковы на самом деле ценные вещи в жизни? И кадр в конце: герой приходит домой окровавленный, избитый, ложится на кровать рядом со своей маленькой дочуркой. Вот на этом проекте я познакомился со своей женой.
И вы как герой тоже переосмыслили происходящее?
Я на пути. Несомненно, я изменился с рождением сына и дочери. Сейчас понимаю, что ради них способен на многое, если не на все. Это огромный смысл. Но не столько осознание, сколько чувства. Это происходит со временем. И встреча с Иной, наша любовь, которая привела к тому, что мы стали семьей, рождение Макса. Вики - все это кирпичики, которые сейчас крепко сцеплены друг с другом в моем сознании.
Согласны ли вы с Алексеем Серебряковым, который часто говорит, что ему не так важно, где сниматься, главная задача в его жизни - позаботиться о семье?
Это тяжелый вопрос. Но я не могу сказать, что готов сниматься во всем, лишь бы обеспечить семью. Я пытаюсь всеми силами достичь баланса. Чтобы было и мне интересно, и оплачивалось хорошо. Честно говоря, у меня, слава богу, нет проблем прокормить семью. Есть другие. Квартира, где мы живем. Естественно, хотелось бы расшириться.
При выборе ролей возникает мысль: «А вдруг дети увидят?»
Возникает. И я стараюсь не участвовать в том, что смутит моих детей.
А почему сыграли в спектакле «Табакерки» «Околоноля»? Хотели понравиться кремлевским детям?
Меня привлек материал. Мы говорим о власти как о механизме, уничтожающем личность. Это правда. А кто финансировал, кто писал роман, по которому поставили спектакль - Сурков или еще кто-то, мне наплевать.
Вы ощущаете дефицит времени в общении с детьми?
Да, насьемках сижу и скучаю, рассматриваю фото, ролики в телефоне. Звоню, если не успеваю рано приехать и сказать «-спокойной ночи». Читаю сказки на ночь. Сейчас у нас в моде Астрид Линдгрен, я сам получаю огромное удовольствие. Ина по специальности дизайнер, она так оформила квартиру, что получился прелестный детский уголок в рыже-зелено-желтых тонах. Я очень люблю там находиться - лечь на зеленый коврик и валяться. А на полу стоит большая книжка «Сказки народов мира», мы читали про Крысолова, Нильса. Карлика-носа. Сестра моя. Маша Вайсман, -детская писательница. Мы вместе записали аудиокнигу. У нас много ее произведений, она нам все время приносит разные книги. Так что у нас есть свой поставщик с идеальным вкусом.
Хотели бы, чтобы детство ваших детей было похоже на ваше?
Нет, не хотел бы. У меня была благополучная семья, слава богу. Но это было такое бедное советское существование. Мама учительница, папа инженер. От зарплаты до зарплаты. Папа как проклятый работал на трех работах. И мы, дети, понимали, что многое невозможно. Вот от этого чувства я бы хотел детей избавить.
Детей надо баловать?
Надо, но в меру. Я, конечно, балую. Максима не собираюсь воспитывать маменькиным сынком, нытиком, хлюпиком. Как только он начинает ныть, сразу пресекаю это, говорю: «Не понимаю ни одного твоего слова! Хочешь, чтобы я тебя услышал, - прекращай ныть!» Мы отдали сына в секцию ушу, он изучает английский. И в этом направлении будем дальше развиваться.
Но хочется же детям компенсировать то, что сами не получили в детстве?
Ну конечно! И крейзи-парки, и игровые автоматы, и конфеты, и одежду! Чтобы было все! Чтобы ни в чем не было недостатка, но и не барствовали.
А детей своих вы видите в профессии актеров?
Как пойдет. Если они захотят, не буду противиться. Но идти в институт и говорить: "Примите моего ребенка» -я не буду. В искусстве и так хватает лишних людей.
В чем тогда сила семьи?
Родитель как врач: «не навреди»». Сейчас, когда дети маленькие, надо формировать их характер, подсказывать, насыщать верными установками, образами. Но потом они будут выбирать жизнь сами.
Вы видите своих детей в русской культуре или в мировой?
Я бы хотел, чтобы они были людьми мира. Я вот очень стыжусь того, что до сих пор не выучил английский язык, а сын уже начал им заниматься. Дети должны свободно перемещаться по миру, уметь общаться.
Наша традиционная модель семьи - сидеть сначала с детьми, потом с внуками. Вам подходит такой вариант?
Я не вижу свою старость в окружении детей и внуков. Они где-то по всему миру разбросаны, держат связь по скайпу, приезжают в гости. А я сижу под алычой и пью хорошее вино.
Текст: Янина Стройковская
Женские Секреты 11 Декабря 2011