COLL: ПО ТУ СТОРОНУ СНА

COLL: ПО ТУ СТОРОНУ СНА  Если вдруг вам придет в голову мысль закрыть глаза, отвлечься от беззастенчивой красоты и великолепия повседневности и совсем немного внимания уделить тишине, сюрпризы не заставят себя долго ждать. Первым станет то, что тишина на самом деле не существует, любое её подобие населено ранообразнейшими звуками и их производными. Вторым - то, что звуки эти живут гораздо более живой и образной жизнью, чем их выгоревшие на солнце дневные собратья. Ну, а третьим сюрпризом будет то, что этот таинственный мир уже изучен и переосмыслен музыкантами группы Coil, хотя термин этот не совсем точен.

Получил жизнь Coil в Лондоне в 1983 году, когда в голове снедаемого жаждой деятельности John Balance (Джон Бэлэнс) родилась идея создания сольного проекта.
 

А так как в то время Бэлэнс был участником команды Psychic TV, то изначально Coil стал её side-рго]есг'ом. Разродившись альбомом Transparent, проект погрузился в пассивное созерцание мирской суеты. Но недолго длилось его прозябание на задворках музыкальной истории. В 1984 году к нему присоединяется одиозная фигура, создатель самого Psychic TV, Peter 'Sleazy' Christopherson (Питер Кристоферсон). Причем помимо создания упомянутого коллектива за плечами этого молодого человека участие в легендарном Throbbing Gristle, где он вовсю экспериментировал с цикличными мелодиями и различными протокомпьютерными сэмплами. Также он находил время для звукоисследований в составе Fairlight и состоял в дизайнерской группе Hypnosis, занимавшейся разработкой графики для обложек групп вроде Led Zeppelin и Pink Floyd. Так вот, с приходом этого человека и парохода в состав Coil, последнему ничего не оставалось, как стать полноценной группой. Ознаменовано это событие было выпуском сингла How To Destroy Angels, о котором стоит рассказать поподробнее. По замыслу музыкантов вторая сторона пластинки не была записана вообще, в чём можно усмотреть своеобразную оду тишине.

Быть может, они хотели, чтобы слушатели внимали шипению иглы проигрывателя? Об этом истории ничего не известно, зато точно установлен тот факт, что посвящен релиз был богу Марсу, и описывался авторами как «ритуальная музыка для накопления мужской сексуальной энергии». Ну и, как водится, был записан в основном при помощи гонгов и мечей. Впоследствии отголоски этого бряцания ещё доносились из их работ, например, их отчетливо слышно в Scatology (1984). Это, кстати, первый полноценный альбом Coil, на этот раз он был посвящен алхимическому превращению свинца в золото и издавал самые разнообразные звуки посредством абсолютно непредназначенных для этого вещей. Следующей вехой в истории команды, на данный момент считающейся классикой dark-ambienta, стал сингл Tainted Love, весьма своеобразно трактовавший диско-хит Глории Джонс. С его выходом Coil обратили свои взоры к видимой части бытия, снабдив трек провокационным клипом. Посвященное смерти от СПИДа видео неожиданно произвело серьезный фурор - нью-йоркский Музей современного искусства даже приобрел одну из копий. Между тем, показ Tainted Love по телевидению был запрещен.Но это только подогрело жажду визуализаций — с 1984 по 1986 г. Coil совместно с режиссером Дереком Джарменом, работают над фильмом Angelic Conversation, повествующем о крепкой мужской любви. Саундтрек к нему удостоился одноименного альбома и ещё парочки синглов. Меньше повезло дорожкам к документальным Gay Man's Guide to Safer Sex и Sarah Dales Sensuous Massage - они так и остались неизданными.

Вскоре Кристоферсону и Бэлэнсу становится скучно, они приглашают в состав группы Стивена Тровера, участника проекта Fairlight. Именно он приволок с собой грохочущую медную перкуссию, звучанием которой отличается последовавший альбом Horse Rotorvator (1986). Внимательное ухо найдет там вполне лирические отступления на темы секса, каннибализма и смерти. Чего стоит один только трек Ostia, повествующий о смерти Пазолини от рук подростка-наемника. Музыкальной темой этой не самой веселой истории стало стрекотание кузнечиков в ацтекской пирамиде Чичен-Итца. Да, Кристоферсон очень любил необычные сэмплы.

Роман с кинематографом продолжили The Unreleased Themes For Hellraiser (1987). Как следует из названия, в ленту «Восставшие из Ада» Клайва Баркера эти темы так и не попали. А жаль, потому как планки Coil задействованный в фильме саундт-рек явно не достиг.

В том же 87-м к музыкантам присоединяется Отто Авери, звучание коллектива смещается в области, более доступные массовому пониманию. Coil начинают наступление на зарождающуюся технорэйв-сцену. Как ни странно, проделав путь от медитативности и неподвижного великолепия своих прежних форм до последующего бронзового блеска протомашин, они не утратили своей мефистофельской сути.

Между тем, выпущенный в 91-м альбом Love's Secret Domain (или просто LSD) становится одним из культовых изданий ХХ века: посмеиваясь над всеми традициями, музыканты занимают место в пантеоне электронных богов. Аббревиатура его названия отнюдь не случайна - начало десятилетия Бэлэнс и Кристоферсон, поддавшиеся чарам house-револю-ции, встречают, как и положено, настоящим рейверам - кислотой и таблетками. В продолжение темы, англичане выпускают уникальный для рефлексивного Coil сингл Snow EP. Скупой «снежный» бит вкупе с обработанной простенькими эффектами мелодией года на четыре опередил музыкальную историю, став одним из камней в фундаменте прото-техно.

Несмотря на все заслуги, британские гении еле сводят концы с концами - Кристоферсон зарабатывает деньги, снимая клипы для различных музыкантов, работа над Coil приостанавливается после выпуска альбома Stolen and Contaminaited songs, представлявшего собой сборник unrealised-треков и различных версий.

Избегая суеты и шумихи, музыканты работают сайд-проектами The Eskaton и ELpH, которые оперировали по большей   мере   шумами, чем музыкой. ELpH так и вовсе   являл собой сущность, призванную подчеркнуть      вклад оборудования в создание музыки. Возвращение команды знаменуется синглом Coil Vs. The Eskaton - Nasa Arab. Этой пла-тинкой Coil распрощался с неприлично разросшимся acid house, а также заодно презентовал  свой  собственный  лейбл Eskaton.

Поднабравшись сил, в 95-м британцы откликаются сразу тремя творениями: ретроспективой ранних треков Unnatural History II и двумя релизами Coil vs. ElpH. Последние удивили своей мелодичностью, но радость эта была мимолетной - очередное воплощение Coil с названием Black Light District четко дало понять природу их света. Сумрачные дроны в обрамлении орекстровых партий, неспешное разложение в ожидании смерти - атмосфера их творений не предвещает ничего хорошего. Подобно зеркалу, она отражает страдания инакомыслящих, их тщетные попытки сохранить свою целостность.

Первым не выдержал Бэлэнс - весь 97-й он проводит в реабилитационных центрах, пытаясь излечиться от давно преследовавшего алкоголизма. Отчасти этим объясняется эклектичность альбома Foxtrot, записанного Sleazy при помощи друзей-музыкантов. Далекий от прежних амбиций и целостности он был призван собрать недостающие для лечения средства.
Но энтузиазм коллеги Бэлэнса имел мало общего с любовью к жизни - в 98-м Питер Кристоферсон предпринимает первую попытку самоубийства.

Мизантропия музыкантов принесла свои, весьма своеобразные, плоды: на протяжении года выходит серия из четырех синглов под условным названием Soltice/Equinox. Релизы были приурочены солнцестояниям и равноденствиям и выходили в точном
соответствии с астрономическим календарем. Каждый EP был доступен в течение трех месяцев, после чего остатки тиража безжалостно уничтожались.

Тогда же Coil провозгласили наркотики машинами времени, выпустив сингл под именем Time Machines. Названия его четырёх треков являли собой химические формулы галлюциногенов (см. рис.), сами же треки были тщательно исследованы авторами на предмет соответствия музыки и состояний.

Череду метафизической зауми прервал альбом Musick To Play In The Dark Volume One, которым на рубеже веков разродились Coil. Необычайно спокойный, он вливается в мозг неспешным потоком, казалось бы, творцам его неведомы тревоги и опасения. Этой странной парочке опять удалось удивить весь мир. Дабы окончательно утвердиться в своем великолепии, англичане идут на решительный шаг - они начинают гастролировать. Известные серьезностью своей подготовки к концертам, перед приездом в Москву Coil выпустили целых два диска: «Пособие для начинающих: Глас Серебра» и «Пособие для кончающих: Волос Злата». Если говорить о музыке, то «Серебряным Гласом» молвил ambient, накручивать же «Златые Волосы» полагалось industrial'ом. Билет же обошелся счастливым свидетелям Coil in Moscow в символическую сумму - 666 рублей.

Бэлэнс и Кристоферсон успели выпустить Plastic Spider Thing (2002), задумывавшийся как звуковой ряд для ритуально-гомосексуальной инсталляции, и альбом ANS - порождение единственного в мире экземпляра русского синтезатора АНС (2003). Успели, прежде чем слово Coil превратилось в эпитафию на переизданиях старых треков.

Точку в повествовании о смерти поставил пьяный Джон Бэлэнс, выпавший из окна своего дома. До земли ему оставалось всего четыре с половиной метра.