В обычной жизни люди не слишком любят, когда их обманывают. Но зато карточный фокус или кролик, появившийся из цилиндра иллюзиониста, может вызвать бурю восторгов. А если артист склонен к широкому размаху, то он может и вовсе стать кумиром миллионов. Самым ярким примером такого успеха, пожалуй, является Дэвид Копперфилд, не только покоривший сердца современников, но и заработавший своим искусством целое состояние.
НА ЧЕТВЕРТЬ ИЗ ОДЕССЫ
Дэвид Сет Коткин родился в маленьком городке Метучен в американском штате Нью-Джерси. Интересно, что дед будущего иллюзиониста был выходцем из Одессы и любителем карточных игр. В Метучен он перебрался, правда, из Германии, где их семья не ужилась в местной еврейской общине. Поговаривали, что причиной переезда за океан стала неистребимая тяга деда Дэвида к шулерству. Он любил не только передернуть колоду, но и показать обманутым партнерам пару-тройку оригинальных карточных фокусов.
Со временем проигравшие сопоставили необычайное везение Коткина-старшего с его же собственной ловкостью рук, и репутация «удачливого игрока» безвозвратно погибла, а семья оказалась в Америке. Впрочем, сам Дэвид, родившийся в 1956 году, увязывает переезд предков из Германии в США с началом Второй мировой войны.
Будущий великий иллюзионист с детства отличался незаурядными способностями и трудолюбием. В четыре года он уже запоминал целые отрывки текста Торы. Когда дед показал маленькому Додику первый карточный фокус, тот его повторил, а через некоторое время придумал свой, да не один. К пяти годам Коткин-младший вовсю развлекал по субботам прихожан местной синагоги простенькой иллюзионной программой. По большей части его трюки были основаны на памяти и ловкости рук. А еще мальчик помогал отцу в его магазине одежды и при этом опережал сверстников в учебе.
ВОЛШЕБНИК ВЫБИРАЕТ ПСЕВДОНИМ
К 12 годам Дэвид Коткин, выступавший под псевдонимом Давино, получал по пять долларов за программу (в то время очень неплохие деньги), и к его услугам был любой зал Метучена. Народ давился в очередях, чтобы посмотреть на концерты вундеркинда. В 12 лет Дэвида приняли в Американское сообщество магов, а в 16 он преподавал искусство магии студентам-театралам в Нью-Йорке. Через год его пригласили в бродвейский мюзикл «Волшебник». Именно тогда Дэвид взял себе псевдоним Копперфилд. Долгое время считалось, что он назвался в честь диккенсовского героя. Однако Дэвид не был любителем чтения и, скорее всего, просто услышал это имя случайно, и оно показалось ему значительным и загадочным.
В 22 года Копперфилда пригласили на телевидение, где он вел программу «Магия Эй-би-си». Фокусник даже сыграл второстепенную роль в одном из фильмов. Через некоторое время стартовал и его собственный телепроект - «Магия Дэвида Копперфилда». Тогда и пришла ему в голову мысль о более масштабных иллюзиях. Тем более что фокусы «от Копперфилда» с каждым годом становились все сложнее и красочнее. В то время искусство иллюзионизма в Америке предусматривало чревовещание и карточные фокусы, и использование в работе технических средств давало предприимчивому магу огромное преимущество перед коллегами.
КАК ИСЧЕЗЛА СТАТУЯ СВОБОДЫ
Взлет карьеры Копперфилда начался после его трюка с исчезновением статуи Свободы. Грандиозный монумент (общий вес ее стальной конструкции и меди, использованной для отлива, - 156 тонн, высота статуи - 46 метров) - визитная карточка не только Нью-Йорка, но и Соединенных Штатов Америки - исчез не только из поля зрения наблюдателей, но и с экрана радара. Плюс имелось видео с вертолета, на котором запечатлен пустой постамент.
Но обо всем по порядку. 1983 год, на острове Свободы установили места для зрителей, но не слишком много, ведь билеты стоили баснословных денег. Со стороны монумента, обращенной к Нью-Йорку, поднялись две огромные вышки с мощными прожекторами, направленными на зрительские места. Между вышками натянули огромное полотнище, скрывающее статую. Волшебство началось! Копперфилд склонился над экраном радара, прикрыл глаза, и отметка исчезла. Тут же опустилось полотнище, и статуи как не бывало - на ее месте пересеклись лучи прожекторов. Для особо недоверчивых добавили видеокартинку - пустой постамент, снятый с вертолета.
Версии исчезновения выдвигались разные: монумент спрятали под землю (однако это невозможно, так как в постаменте находится музей); статую положили горизонтально (что тоже нереально проделать с такой махиной); изваяние скрыли системой стометровых зеркал (тоже технически неосуществимо).
Разгадку нашел российский иллюзионист Тимур Абдулов. Вероятно, его навела на след мистификация другого американского иллюзиониста Гарри Блэкстоуна. Тот в свое время заставил «исчезнуть» 30-метровую рождественскую елку с помощью игры света и тени.
В тот момент, когда белую материю натянули между вышками и скрыли статую Свободы, все внутреннее и внешнее освещение просто выключили. Из-за того что монумент стоит на отдаленном острове, где нет никаких источников света, он полностью сливается с черным ночным небом. Прожекторы, которые каждую ночь освещают статую, расположены по кругу и светят так сильно, что ее можно увидеть ночью издалека, однако без освещения разглядеть монумент невозможно. Прожекторы, поставленные Копперфилдом дополнительно, должны были стоять позади статуи и после того, как она исчезнет, пересечь своими лучами пустое пространство на ее месте. Но они стояли не за, а перед ней и светили вертикально, чтобы свет не попадал на монумент. То есть дополнительные прожекторы ослепили зрителей, и статуя просто растворилась на фоне ночного неба. Попробуйте посмотреть на какой-нибудь объект при условии, что между ним и вами располагается мощный фонарь. Вы ничего не увидите! Так, ничего не видно из освещенного купе поезда, когда он проезжает по неосвещенной местности.
Вертолет, который зависал над «пустым» постаментом, тоже выполнял свою роль. Его было видно только потому, что на него направили свет отдельного прожектора, иначе он так же, как и статуя, просто растворился бы на черном фоне. А видео, которое передавалось с вертолета, могли записать в другое время с помощью макета. Что же касается отметки радара, то это просто дополнительный театральный жест - вряд ли что-то могло помешать команде Копперфилда договориться с оператором.
Так или иначе, но эта мистификация прославила Дэвида. Теперь он мог запрашивать за свои шоу любые суммы и выбирать для трюков самые серьезные объекты.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?
Впрочем, фокусы со светом и тенью хороши только для телевидения и ангажированных зрителей. Для залов, откуда и идет основная выручка, у Копперфилда есть другие номера, например полет. Дэвид поднимается над сценой, парит, переворачивается, пролетает сквозь вращающиеся кольца и в прозрачном ящике, взлетает с девушкой на руках. Все восхищаются и теряются в догадках. Грешили на кольчугу из магнитов, на массовый гипноз, левитацию...
Однако все гораздо проще. На самом деле Копперфилд летает с помощью тросов, закрепленных на лебедке. Конечно, это не совсем обычные тросы. Их производят всего несколько заводов в мире и в основном используют в аэрокосмической промышленности. Эти тросы состоят из сотен переплетенных тончайших и прочнейших нитей. Толщина одной такой нити менее 0,2 миллиметра, и она может выдержать вес до 100 килограммов.
На незначительном расстоянии такая нить не заметна невооруженным глазом, а летает Дэвид на фоне развевающейся ткани бледно-голубого цвета с серебристыми вертикальными вкраплениями, что делает средство техподдержки попросту невидимым. Кроме того, по бокам сцены устанавливают мощные прожекторы, чтобы отсечь случайные блики. Удерживают Дэвида в воздухе всего две нити, которые крепятся к специальному акробатическому поясу, скрытому под свитером.
Самая дорогая часть фокуса - лебедка, закрепленная над сценой и движущаяся по рельсам. Она может поднимать и перемещать иллюзиониста с разными скоростью и ускорением и ограничена лишь изгибами рельсов. Управляют ею три виртуозных оператора. Один отвечает за движение лебедки по направляющим, второй - за горизонтальные перемещения Копперфилда, а третий их страхует. Переворачивается Дэвид сам. Это, конечно, требует определенной физической подготовки, но не является большой проблемой - главное, хорошо держать центр тяжести. Все действия сотни раз отрепетированы, чтобы избежать момента раскачивания «мага» в воздухе, иначе все раскроется. Мастерство всех участников трюка отточено до автоматизма, но волшебством тут и не пахнет.
Но как же полет в прозрачном ящике? Дело в том, что в крышке этой конструкции оставлены прорези для тросов, на которых закреплен Копперфилд. Прорезь может быть не шире 0,5 сантиметра, а крышку достаточно сначала вертикально просунуть между нитями, а затем установить на место. Обратите внимание, в ящике Копперфилд всегда летает боком к залу - иначе тросы перепутаются.
Такой способ полета был запатентован еще в 1980-е годы в Гонконге для... съемок фильмов о кунг-фу. Только там все проще, ведь кинопленку можно подретушировать.
Повторен этот фокус был все тем же Тимуром Абдуловым на сцене МАИ, и не только им, но и некоторыми членами его команды. Почему же никто не желает использовать столь эффектный трюк? Все иллюзионисты в один голос утверждают, что просто не хотят, чтобы про них говорили: «Летает как Копперфилд».
И НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА?
Однако в программе Дэвида не только полеты. Очень эффектно выглядят различные трюки с исчезновением и появлением как самого иллюзиониста, так и его ассистентов. Например, сидит симпатичная девушка на стуле, накидывает на себя покрывало, Копперфилд делает несколько загадочных пассов руками, сдергивает полотнище со своей помощницы, и - о чудо! - стул пуст.
Здесь уместно отметить, что все действо происходит на массивном столе, который является самой важной частью иллюзии. Он изготовлен из темного дерева, но передняя его часть окрашена в серебристый цвет. Это сильно скрадывает толщину столешницы, которая на самом деле составляет 50 сантиметров. А на столе размещается полая платформа (толщиной 20 сантиметров), на которой стоит стул. Итак, девушка скрывается под покрывалом. Оно, между прочим, тоже весьма примечательно. Ведь в тот момент, когда ассистентка соскользнет со стола и спрячется в полой столешнице, на стуле должен оставаться силуэт человеческого тела. И здесь все просто: в материю вшито подобие шапочки, которую девушка надевает себе на голову. Кроме того, шапочка крепится к спинке стула, чтобы создавать видимость силуэта, когда стул опустеет. Видимость коленей при этом создают выдвинутые из кресла планки. Далее Дэвид срывает покрывало, комкает и бросает в сторону. Шапочка при этом прячется в складках материи, а планки - «колени» задвигаются обратно нажатием кнопки. Вот и вся магия.
Со временем Копперфилд модернизирует и усложняет свои фокусы, но все они основаны на обмане зрения. Например, Дэвид магическим, на первый взгляд, образом меняется местами со своей ассистенткой, находясь в нескольких метрах от нее. Девушка помещается на цирковой трапеции метрах в полутора от пола и метрах в трех от постамента, на котором находится сам чародей. Оба синхронно закрываются покрывалами, а через несколько секунд материя с ассистентки сбрасывается и залу является улыбающийся Копперфилд. А на его месте находится улыбающаяся девушка, неизвестно как переместившаяся туда с трапеции.
В действительности и здесь имеет место натуральное надувательство. Трапеция и постамент являются одним целым и изготовлены так, что с одного снаряда на другой можно перебраться совершенно незаметно для зрителей. Система драпировок создает видимость, что трапеция висит в воздухе (на самом деле то, что происходит под ней, надежно укрыто материей в тон заднику сцены). Перед демонстрацией Дэвид проходит вокруг постамента, показывая, что за ним все видно. Вот только во время этого дефиле он незаметно задергивает шторку под трапецией, и все готово.
Дальше все просто: полотнище, которым закрывается девушка, крепится к трапеции. Это позволяет ассистентке соскользнуть на пол, забраться к Коппер-филду на постамент и перехватить его покрывало. Дэвид немедленно занимает место помощницы, а затем они синхронно сбрасывают накидки. Главное - делать все быстро и не забывать о театральных эффектах.
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК
Справедливости ради нужно сказать, что сам Дэвид никогда не называл себя магом, чародеем или волшебником. Если есть спрос на чудеса, а он в состоянии его удовлетворить, то почему бы не создать шоу, считает Копперфилд. Он не отрицает, что все его трюки - иллюзии и фокусы. Правда, добавляет, что это еще и огромный ежедневный труд самого Дэвида и его команды. И, разумеется, деньги. А заработал он немало: на пике карьеры Копперфилд давал до 500 представлений в год. Ведь только страховые взносы за оборудование, с которым гастролирует Дэвид, составляют порядка 70 тысяч долларов. Само же оборудование весит десятки тонн.
В команде короля иллюзий трудятся около 300 человек - это и разработчики фокусов, и инженеры, и режиссеры, и артисты, и рабочие сцены, и даже ученые. Непременным условием Копперфилда во время гастролей является полная замена «родного» персонала любой сцены и оборудования. Даже в Государственном Кремлевском дворце ему пошли навстречу, что стало небывалым явлением. Иначе секреты фокусов были бы раскрыты гораздо раньше.
Но затраты окупаются - чем больше представлений дает Копперфилд, тем больше у него появляется средств для усовершенствования трюков. Ведь современного зрителя обмануть все труднее: доверчивая публика 1980-х годов осталась в прошлом. Да и телевидение не стоит на месте, а чувствительность камер теперь значительно превышает способности человеческого глаза. Отчасти поэтому и удалось приоткрыть завесу тайны, которой были окутаны иллюзии Дэвида.
Однако свои секреты он продолжает хранить весьма ревностно. К примеру, германский иллюзионист Роберт Герберт лет 12 назад написал книгу о тайнах Коп-перфилда. Однако свет она так и не увидела. Как говорят, не без помощи самого мага. Возникли трудности и у российского разоблачителя Копперфилда Тимура Абдулова. Его сайт в Интернете, проработавший некоторое время и пользовавшийся популярностью, просто пропал, а сам Тимур всякую публичную деятельность прекратил. Наверное, есть у Дэвида секреты и помимо цирковых трюков.
Борис ШАРОВ
Тайны ХХ века № 8 (март 2013)