Первые теплые лучи весеннего солнца начали согревать нашу землю. В такое переходное время, когда зима сдает свои права, русский народ справляет, пожалуй, один из самых веселых и разгульных праздников - Масленицу, Отмечается она за семь недель до Пасхи, в этом году с 11 по 17 марта, и иначе называется Масленой, или Сырной неделей.
ВСТРЕЧА ВЕСНЫ
Для православных Масленая неделя служила подготовкой к Великому посту, начинающемуся сразу же после нее. В это время мясо уже было под запретом, зато разрешалось вкушать без ограничения рыбу, яйца и молочные продукты, в том числе масло. Из-за этого последние семь дней перед Великим постом и получили свое название - Масленица.
По времени празднования торжество выпадает на дни весеннего равноденствия - рубеж между зимой и весной. На Руси языческой, чтобы помочь весеннему солнцу и теплу поскорее набрать свою силу и заручиться поддержкой природы, было принято совершать ряд обрядовых действий. Повсеместно в течение двух недель разжигали костры, затевались игры, победы в которых отождествлялись с приходом весны после зимнего холода.
Также неотъемлемым атрибутом праздника выступало соломенное чучело, символизирующее собой плодородие, весну и одновременно зиму, упадок и смерть. Его женщины изготавливали из собранной по всем деревенским избам соломы и наряжали в старую одежду или обертывали тряпками. Такое чучело тоже в народе получило имя Масленица.
С приходом христианства Церковь не стала ломать языческие традиции, видя во многих из них символическую борьбу добра со злом. Однако празднование Масленицы было сокращено до одной недели, а обильная трапеза стала трактоваться как подготовка к Великому посту.
ДРЕВНЕЕ БЛЮДО
Безусловно, главным масленичным блюдом были блины. Крестьяне считали, что чем больше блинов съешь на Масленицу, тем лучше будет урожай и, соответственно, выше достаток. Их в больших количествах ели сами и угощали гостей и нищих. Люди говорили: «Масленица идет, блины несет!» Повсеместно по всем деревенским домам ходила молодежь, исполняя веселые песни-частушки и выпрашивая за это блины.
Главное блюдо Масленицы существует уже более тысячи лет. У каждой хозяйки был свой рецепт блинов, который она хранила в секрете. Передавался он только по женской линии из поколения в поколение. Опару для главного масленичного блюда крестьянки выходили тайно замешивать на улицу под свет месяца, прочитывая при этом особый заговор.
Первые испеченные на Масленицу блины в крестьянских семьях выставлялись на улицу - «для почивших предков». Верили, что в это время умершие родственники приходили навестить живущую на белом свете родню.
ЧТОБЫ ПОСТИТЬСЯ, НАДО ПОВЕСЕЛИТЬСЯ
«Чтобы поститься, надо повеселиться!» - так говаривали на Руси. К тому же на период Масленицы часто приходилось начало Нового года, которое в старину совпадало с приходом весны и отмечалось 1 марта (по старому стилю). В давние времена верили, что Новолетие непременно следует встречать в веселье, чтобы предстоящий год складывался благополучно. Также крестьяне старались всячески задобрить приходящую весну, полагая, что ее радушная встреча станет залогом хорошего урожая. Все это легло в основу масленичных обычаев.
Масленая неделя начиналась со встречи Масленицы. Соломенное чучело под пение девушек и детей торжественно ввозилось в деревню и устанавливалось в центре места гуляний. Далее праздничные дни сменяли друг друга по установленному народом расписанию. Так, понедельник в соответствии со своими обычаями назывался «Встреча», вторник - «Заигрыш», среда - «Лакомки», четверг - «Разгул», пятница - «Тещины вечерки», суббота - «Золовкины посиделки», воскресенье - «Проводы». Названия дней отражали их главные действия и события.
Целую неделю молодежь и дети катались с горок, как со снежных, так и с ледяных. Взрослые же присоединялись к ним в четверг - самый разгар масленичных гуляний. С горы старались съехать как можно дальше. Крестьяне полагали, что от этого лен уродится «длиннее». Так и говорили: «Идем кататься на долгий лен».
Катаясь с гор, деревенские парни и девушки присматривались друг другу. Зачастую после Масленой недели формировались новые пары. В городах же со вторника братья и отцы устраивали для незамужних девушек горки, приглашая молодежь покататься. Пришедшие парни под присмотром семьи приглядывались к невесте.
ПИР ГОРОЙ
Многие масленичные обычаи были посвящены молодежи и молодоженам-первогодкам как олицетворению плодородия. Одетые в самые лучшие наряды в красивых санях молодые муж и жена объезжали всю деревню, непременно навещая всех гостей на их свадьбе. Затем для молодых супругов устраивались шуточные испытания. Муж и жена должны были выкупить свою вторую половину долгими горячими поцелуями и теплыми объятиями или же освобождать от похитителей, откапывая из-под снега. Верили, что плодородие, окружающее молодую семью, должно передаться земле-матушке.
В среду на Масленицу новоиспеченного зятя старалась уважить теща, угощая его блинами. В ответ она получала приглашение от молодой семьи отведать их выпечку в пятницу. Причем все необходимое для выпекания блинов теща передавала зятю вечером в четверг. В субботу с новой родней сближалась молодая жена, приглашая на посиделки с блинами золовку.
Холостая молодежь на Масленицу имела обычай рядиться. По деревенским улицам толпами ходили парни в женской одежде и девушки, одетые как мужчины. Говорили при этом: «Чем больше на Масленицу посмеешься, тем легче год пройдет».
Победу весны над зимой, добра над злом в народных гуляньях символизировали игры в снежки, а также народная забава - взятие снежной крепости или городка. Своеобразной жертвой весне служили затеваемые кулачные бои, бои «стенка на стенку».
Тянулись как можно выше к солнцу установленные на Масленицу качели и карусели. Ближе к светилу залезали по скользкому столбу парни и мужики, пытаясь снять с него подарок в виде шапки или расписного платка. К небу подкидывали валенки и сапоги, стараясь сбить высоко подвешенный гостинец. Повсеместно устраивались соревнования по поеданию блинов.
На масленичных гуляньях-ярмарках крестьян развлекали скоморохи, кукольные представления, непременным участником которых был любимый русским народом Петрушка. Под открытым небом пыхтели самовары, разливали горячий сбитень или чай.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Но разгульная Масленица подходила к концу. Последний ее день - Прощеное воскресенье - являлся кульминацией праздника, победой весны над холодами. В ознаменование этого крестьяне вместе сжигали соломенное чучело как олицетворение зимы, развевая пепел над полями для богатого урожая. Верили, что вместе с чучелом сгорают все беды и неприятности. Горящую Масленицу детвора забрасывала снежками, дабы зима не возвращалась.
Распрощавшись с праздниками, крестьяне задумывались о предстоящем времени Великого поста. Наступал период всеобщего смирения. Люди ходили к родственникам и знакомым и просили прощения за все причиненные обиды, ссоры. «Прости меня!», «Бог простит!- -эти слова, сопровождаемые поклонами и прилюдными поцелуями, звучали по всем поселениям.
Масленичный разгул подходил к своему завершению. Народ прощался с зимними холодами, с чистой душой встречал весну и открывающий ее Великий пост.
Елена APTEMOBA
Тайны ХХ века № 9 (март 2013)