Финляндец Jimi Tenor

 Финляндец Jimi Tenor Jimi Tenor (настоящее имя Lassi Lehto) родился в Финляндии и уже с самого раннего детства был удивительно похож на поп-звезду 1970-х Джимми Осмонда (Jimmy Osmond), имя которого в результате и стало первой половиной псевдонима будущего гения.

Вторая половина была взята у музыкального инструмента тенор-саксофона. Начиная чуть ли не с пеленок, Jimi учится играть на всевозможных музыкальных инструментах и быстро достигает успеха в этом деле.

Благодаря своей эксцентричности и способности соединять ,казалось бы, такие разные стили, как соул и техно, он впоследствии обретает мировую славу и обрастает титулами типа «Элтон Джон джаза» и «финский Барри Уайт». В его творческом багаже восемь полновесных альбомов, многие из которых считаются шедеврами contemporary электроники.

Общаться с таким человеком,  как Jimi Tenor, не очень просто. От него буквально веет какой-то мистической энергией. По натуре он оказался несколько закрытым и выглядел откровенно уставшим. Шутка ли - сразу с самолета его повезли на саундчек, после которого нам было выделено время для интервью. Несмотря на свою усталость, вызванную перелетом и сменой часовых поясов, этот человек-легенда охотно ответил на вопросы для нашего журнала.

Ты удивительный музыкант, но ты также много  времени  уделяешь  видеоработам. Расскажи о своем режиссерском опыте...

Я часто выступаю режиссером своих клипов, а в начале 1990-х снял несколько малобюджетных фильмов. Мне всегда надоедало заниматься чем-то одним, я постоянно требую смены рода деятельности. Музыка, кино, дизайн - для меня это три вещи, которые постоянно идут по кругу и редко пересекаются.
Фильмы, которые я снимал и планирую снимать в дальнейшем, - это отображение того, что происходит со мной в конкретный момент времени. Редко бывает, чтобы я вынашивал какую-либо идею годами.

Чем же тогда был для тебя переезд в Америку? Еще одной попыткой сбежать?

Не могу сказать, что это было бегство, скорее решение о смене обстановки. У меня ничего не получалось на музыкальном поприще, вернее, меня не устраивал конечный результат, и я решил завязать с музыкой. А поскольку в Германии музыка окружала меня практически повсюду, просто покончить с творчеством было несколько затруднительно. Я себя знаю - нет, да и ввязался бы в очередную музыкальную аферу по записи альбома или коллаборации с кем-либо.

В Нью-Йорке мне было несладко. Чтобы содержать себя, я пошел работать фотографом на Empire State Building. Просто фотографировал людей на крыше этого небоскреба за небольшие деньги. Ирония судьбы заключалась в том, что я переехал в Америку, чтобы завязать с музыкой, но со временем начал покупать различные инструменты, и все началось по новой.

 

А существует ли разница между американским слушателем и европейским?

Каких-то кардинальных отличий я не заметил. Разве что европейцы ведут себя поспокойней на концертах. Американская публика более «дикая», что ли. Но в хорошем значении этого слова.

Возможно, ты просто музыкальный фетишист, которому надо быть в окружении всяких коробочек, умеющих издавать разные звуки?

Не считаю себя таковым. Я начал покупать все эти инструменты потому, что мне стало скучно, не было чем себя занять. Как следствие я вернулся к отправной точке.

А как насчет твоих инженерных способностей? Ты ведь и сам мастеришь музыкальные инструменты. Некоторые даже в музеях выставлялись. Нет желания поставить это на конвеер?

Да, было дело. В этом мне, правда, помогал Matti Knaapi - без него мне, наверное, не удалось бы сделать все эти «погремушки». Вряд ли я хотел бы посвятить свою дальнейшую жизнь изобретательству. Все, что я делал, я делал исключительно под себя. Некоторые инструменты не переживали и одного концерта - мы их просто разбивали прямо на сцене.

Я давно уже не конструировал ничего нового. Единственная вещь, с которой все никак не могу расстаться - это кольцо (во время нашего разговора на безымянном пальце правой руки у Jimi красовалась золотая печать внушительных размеров несколько необычной формы). Я вмонтировал в него небольшой прибор, испускающий тонкие пучки света, на сцене у меня стоит еще одна часть этого инструмента. При их взаимодействии я могу получать оригинальные звуки. Чтобы собрать этот инструмент, у меня ушло почти два года, и я до сих пор даже не могу придумать, как это назвать.

Похоже, ты сильно увлекаешься музыкой 1970-х, по крайней мере, ее влияние на твое творчество очевидно. А как ты пришел в электронику? Когда произошло твое первое знакомство с этой музыкой?

Это нормально - я на ней вырос. Я считаю, что в эту музыку заложено много интересных идей, которые можно и нужно реализовывать даже в наше время. А с электронной музыкой я познакомился в середине 1980-х. Сначала это был индастриал, потом техно. Мне вдруг стало интересно, как это работает, и я начал покупать различные синтезаторы, битбоксы, семплеры... Во мне горел интерес сродни детскому.

Расскажи о своей дружбе с Warp Records. Вообще, эта история про кусок мяса и Стива Бекета (Steve Beckett) правдивая, или все это очередная красивая легенда?

История правдивая за исключением того, что это не я сам прикрепил кусок мяса к своему оргАну. Кто-то из ребят просто пошутил, а я решил подыграть. Все свое выступление я постукивал по этому куску, что, видимо, каким-то магическим способом подействовало на Стива (Steve Beckett - глава Warp Records. - Прим. ред.). Хотя, насколько мне известно, он и до этого был знаком с моим творчеством - когда-то я слал на Warp свои демо-кассеты, но никакой ответной реакции так и не получил.

А почему же ты покинул этот лейбл? Ведь тебе там вроде неплохо жилось.

Это все из-за альбома Out Of Nowhere, который мы записали вместе с польским симфоническим оркестром Orchestra Of The Great Theatre todz. Он оказался слишком дорогостоящим проектом для независимого Warp, в результате чего нам пришлось распрощаться. Я до сих пор должен лейблу кучу денег.

Вообще-то странно, ведь альбом был тепло принят публикой и критиками и достаточно неплохо продавался.

Да, но запись и гастроли стоили сумасшедших денег. Представляешь, что такое возить за собой целый симфонический оркестр?

А как сложились ваши дальнейшие отношения с Warp? Общаешься еще с кем-то из лейбла?

Общаюсь, конечно, почти со всеми, но со Стивом уже несколько лет как не перемолвились и словом. Мне кажется, он все еще злится на меня за выходку с оркестром. Хотя, с другой стороны, я наконец-то осуществил свою давнюю мечту, и поэтому угрызения совести меня не мучают.

Какое будущее видит перед собой Jimi Tenor? Твои проекты, новые альбомы и все такое?

Эта сцена огромна и очень разнообразна. Много выступаю с коллективом Kabu Kabu. Все его участники либо с побережья Балтийского моря, либо из Африки, поэтому мы называем наш саунд «афробалтика». Сейчас я сфокусирован на этом, пока что никакой конкретной информации о новом альбоме дать не могу. Что-то потихоньку делается, но, знаешь, как обычно говорят «when it's done».

А как ты относишься к тому, что твою музыку качают из интернета? Как ты вообще относишься к нелегальным закачкам?

Это намного проще, чем все эти сайты по продаже mp3. Честно говоря, даже не умею ими пользоваться. Наверное, какие-то люди продают мою музыку в сети, но я еще не получил из этого ни цента. Считаю, что то, что происходит сейчас - совершенно нормально, и я не вижу в этом ничего плохого или страшного. Благодаря бесплатным закачкам я познакомился с огромным количеством различных музыкантов и артистов, с некоторыми из них я впоследствии сотрудничал. Не знаю, случилось ли бы так, если бы не сложившаяся ситуация.