Этапы развития такси в мире и в России в частности – исторический экскурс
Кто же является изобретателем первого такси? Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет.
Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.
Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники — Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату — 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз — и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney — «разъездная лошадь»). В 1840 — 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки — кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.
Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximetre — «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра — лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.
В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.
Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед — первой стала компания Renault. Такси отличались цветом — чтобы выделяться в общем потоке движения — и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры — пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.
Осенью 1914 г. немецкие войска прорвали французскую оборону и двинулись на столицу Франции. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. И тогда были "мобилизованы и призваны" парижские такси. За одну ночь около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием "марнские такси". И о них тогда говорили так: "Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы".
Удивительная история об электромобилях в нью-йоркском такси, и о том, как все могло сложиться совершенно по-другому.
Первым в США моторизованным такси был электромобильElectrobat производства компании Генри Морриса и Педро Сэлома из Филадельфии. Они организуют небольшое серийное производство и начинают выходить на рынок пассажирских перевозок.
В 1896 году они организуют первую таксомоторную компанию Electric Vehicle Co. в Нью-Йорке. Да-да. Первые такси в Нью-Йорке тоже были электромобилями. Увидев большой потенциал в новым виде транспорта, компанию покупает трамвайный магнат Уильям Уитни, и вкладывает большие средства в ее развитие.
В 1897 году в Нью-Йорке работало уже 12 электромобилей, а к 1899 по городским улицам бегало больше 60 таких машин. Electrobat проезжал около 40 километров на одной зарядке при скорости 20 миль в час. Зарядка аккумулятора занимала 8 часов. Проект не получил своего продолжения не из-за того, что был не эффективен, а из-за чрезмерно завышенных амбиций руководства компании, планировавшей в короткие сроки довести количество такси на электрической тяге до 200 штук, в результате чего последовало банкротство.
Для сравнения. В 60-70-х годах прошлого столетия СССР тоже осуществлял попытки разработки и внедрения электромобилей для работы в такси. Однако специфика климата позволяла проводить эксперименты только в южных районах, поэтому широкой поддержки эти разработки не получили. В 2013 году в г.Кисловодск было поставлено 5 электромобилей-такси ELLada, планировалось довести их парк до 95 штук, начали устанавливать электрические зарядные «заправки», но значительные затраты из бюджета и низкая эффективность этих автомобилей (малый пробег на аккумуляторах, длительное время зарядки, в результате чего значительные простои техники) привели к тому, что проект был приостановлен.
Кстати, хочется заметить, что существует распространённый миф о том, что в Америке такси сплошь жёлтого цвета. Это не так. До 1907 года машины окрашивались в разные цвета, в зависимости от того, какая компания ими владела, пока владелец одного из городских таксопарков Якоб Хертц не решил выделить свою компанию Yellow Cab Company в транспортном потоке и получить конкурентное преимущество. А через 60 лет городские власти решили, что все такси должны быть окрашены в желтый цвет.
Жёлтые такси существуют исключительно в Нью-Йорке и ареал их работы ограничен Манхеттеном. В других частях города классическое жёлтое такси встретить крайне трудно.
На автомобили «Кар-сервис», работающих по заказам с телефонов, требование цвета не распространяется, но им запрещено подбирать пассажиров на улицах.
В конце лета 2013 года на улицах Нью-Йорка появились такси цвета зеленого яблока. Зеленые такси, официальное название которых Boro Taxi (Боро Такси), это государственная программа призванная обеспечить транспортировку между пятью боро (районами) Нью-Йорка - Манхеттеном (только северо-запад Манхеттена выше 110 улицы и северо-восток выше 96 улицы), Бронксом, Квинсом, Бруклином и Стейтен Айлендом. Пытаться остановить зеленую машину в районах Манхеттена до 110 Улицы с запада и 96 Улицы с востока бесполезно - это территория желтого такси. А вот обеспечить транспортировку Боро Такси может абсолютно в любое место города, даже в зону работы желтого такси без каких-либо ограничений.
Ещё одно укоренившееся заблуждение, которое приводят как аргумент введения цветовых гамм в регионах – во всех цивилизованных странах мира такси жёлтого цвета. Давайте сделаем краткий обзор по разным странам.
В Японии первые такси назывались «иен-таку», из-за того, что доставка клиентов стоила всего 1 йену. Сейчас же это одно из самых дорогих такси в мире.
Службы такси в стране делятся на частные и государственные. Каждая компания красит машины по своему усмотрению, надписи «Taxi» на машинах отсутствуют. Узнать такси можно по водителям: даже летом они носят униформу, и по своим манерам больше похожи на роботов. Обычно униформа состоит из хорошо выглаженного пиджака, жилетки, галстука, белых перчаток и фуражки. Водители не ведут разговоров с пассажирами и неукоснительно соблюдают скоростной режим. Зеленый огонек за лобовым стеклом означает, что такси занято, а красный – свободно.
Финляндия. Специальный цвет для такси не предусмотрен. Таксомоторы, как правило, окрашены в темный цвет, а знаком, что такси свободно, является горящий желтый огонек на крыше.
Лондон. До недавнего времени такси в Англии были только чёрного цвета, чёрные кэбы были такой же визитной карточкой Лондона, как и красные автобусы. Это скорее проявление уважения к традициям и истории, так как обязательного требования не существует. Но сегодня на улицах можно встретить автомобили самых разных расцветок, чаще всего на бортах такси красуется реклама. Но конструкция автомобилей осталась консервативной. В кэбах обязательно присутствует перегородка между водителем и пассажирами.
Франция. Водители в основном ездят на своих автомобилях, поэтому единой окраски такси не существует. Но в последние годы правительство настойчиво рекомендовало таксистам приобретать автомобили черного цвета.
Самый большой в мире таксопарк обслуживает пассажиров в Мехико. Он насчитывает 60.000 машин. Примерно 15% из них – это зеленые или сиренево-желтые «жуки», остальные представляют собой автомобили различных марок и расцветок.
В официальном такси на боковом стекле должна быть приклеена лицензия таксиста, с его фотографией и отпечатками пальцев.
Гонконг. По приблизительным подсчётам, в Гонконге ежедневно совершается около миллиона поездок на такси. Все службы такси лицензированы и регламентированы Департаментом транспорта Гонконга. Лицензиями на оказание соответствующих услуг обладают таксомоторные компании, ассоциации владельцев автомобилей и независимые автовладельцы.
Виды такси в Гонконге
В Гонконге нет единого такси, на котором можно было бы проехать из любой точки города. Здесь существуют три типа такси, маркированные определенным цветом, и имеющие право осуществлять перевозку пассажиров только в определённые районы города:
Городские (красные) – 15250 машин
Новые Территории (зеленые) – 2838 машин
Остров Лантау (голубые) – 50 машин
В Объединённых Арабских Эмиратах, как правило, нижняя часть такси окрашена в кремовый цвет, а верхняя часть в корпоративные цвета и украшены логотипом таксопарка. Женщинам запрещено останавливать на улице машину без опознавательных знаков такси, так как это будет неправильно воспринято. А садиться в такси дамам разрешено только на заднее сидение. Но самое главное – в большинстве Эмиратов уже успешно работает «женское» такси: все автомобили розового цвета, водители только женщины, и ездить в этом такси также могут только женщины.
У каждой таксомоторной компании в Таиланде свой цвет или комбинация цветов окраски машин. Такси в Бангкоке бывают в основном желто-зеленого цвета или сине-красного. В последнее время появились такси оранжевого и розового цвета.
Основной цвет такси Германии – слоновая кость. В модельном ряду преобладают дизельные Mercedes E-class.
В Израиле такси исключительно белого цвета
Испания. Стоит обратить внимание на то, что в различных городах цвет такси заметно отличается, но их объединяет единое световое табло и зеленый огонек, который горит, когда такси свободно. Например, в Барселоне окрас чёрно-жёлтый, а в Мадриде – белый.
Китай. Чаще всего в качестве такси используются автомобили китайских моделей или европейских марок (но тоже китайской сборки). Наиболее типичный цвет такси - красный. Но, например, в Шанхае встречаются такси разных расцветок, каждая из которых служит отличительным знаком определенной фирмы.
В разных греческих городах такси окрашены в разный цвет. Например, в Афинах они желтые, в Салониках - сине-белые, а в сельской местности чаще всего серебристо-серые.
В СССР и России до недавнего времени требования к цветовым гаммам такси не применялись.
В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.
В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз.
ГАЗ-А - первый массовый советский легковой автомобиль, заменивший в такси все имеющиеся иномарки.
Знаменитая "Эмка", выдержавшая все тяготы Великой Отечественной войны-с успехом эксплуатировалась в сложном режиме работы в такси.
В 1940 году на линию выходило 3000 таксомоторов М-1
В 1940 году на линии работало 55 таксомоторов ЗиС-101. Маршруты ЗиСа связывали московские вокзалы и аэропорты, тариф на них был выше, чем на М-1, поэтому пассажиры едущие в одном направлении полностью занимали автомобиль, тогда на каждого из них в отдельности приходилась сравнительно небольшая сумма. Индивидуально машину заказывали в особо торжественных случаях.
После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.
ГАЗ -21Т
Красавица "Волга" в конце шестидесятых получила в Москве раскраску - крышу красного цвета, за что её сразу окрестили "Красная шапочка".
Модели московского автомобильного завода, такие как Москвич 402 и Москвич 2141 тоже использовались для работы в такси, но массового применения не получили вследствие низкого качества изготовления, конструктивных слабостей и малого моторесурса.
ГАЗ-24
«Креветка» - так московские таксисты называли двадцать четвёртую "Волгу".
ГАЗ-24-04 "Волга"
На шоферском жаргоне - "сарай", в салон автомобиля, при умелой погрузке, помещались две диван-кровати "Молодежная"
Последней моделью, которая использовалась в государственных таксопарках до их закрытия, был ГАЗ-3110
До 1991 года в Москве активно действовали двадцать одно таксомоторное предприятие и 5 автокомбинатов. Их услугами пользовались миллионы москвичей и гостей столицы.
После распада Советского Союза жизнь государственных таксопарков начала приходить в упадок и в конечном итоге они прекратили своё существование. Им на смену начали робко приходить предприниматели на личных автомобилях. Можно сказать, что только перед самым началом 21 века такси в России начинало своё возрождение. За довольно короткий срок практически в каждом населённом пункте предоставляется услуга перевозки легковыми автомобилями. Такси постепенно стало успешно заменять общественный транспорт в силу своей доступности. Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» «Наши люди на такси в булочную не ездят» со временем ушла в прошлое.
Однако, был период, когда на протяжении 20-ти лет деятельность такси государство не регулировало, а в 2005 году было даже отменено лицензирование, что заметно снизило качество и безопасность услуг. На рынок хлынул поток желающих не столько работать постоянно и профессионально, сколько подработать.
Сейчас такси – это одна из самых высокотехнологичных транспортных отраслей. Бурно развиваются средства связи и передачи информации, модельный ряд автомобилей широк и разнообразен.
Однако, развитие технологий и неопределённая единая позиция законодательной и исполнительной власти, не только в России, но и в некоторых других странах, привели к тому, что количество нелегальных таксистов начало семимильными шагами увеличиваться. Об этом вам уже сказали предыдущие и расскажут следующие докладчики.