Восточные практики (медитации, занятия йогой и т.д.) приобретают в наши дни все большую популярность. Практически не осталось людей, которые бы не слышали о курсах йоги или цигуна. Однако, до сих пор у многих жителей России вызывает искреннее недоумение вопрос: как это православный человек может увлекаться буддийскими практиками. Вопрос действительно интересный и важный. Давайте разбираться.
Начнем с того, что практика йоги, тайчи, цигуна или расслабляющих медитаций не носит в себе религиозного отпечатка. Приверженцы даосизма или буддизма не взывают подобным образом к своим богам. Все дело в различии изначальной направленности религий.
В христианстве (и ряде других традиционных религий) основная ценность уводится от тела человека к его душе. Человек оказывается в интересном положении перед Богом. Бог сотворил человека, за это его нужно постоянно благодарить. В молитвах христиан часто делается акцент на том, что человек – раб Божий, который не должен забывать об этом и, если он желает после земной жизни обрести жизнь вечную, должен совершать только угодные Богу поступки. Именно поэтому все, связанные с культом практики (чтение молитв, соблюдение постов, посещение храма и так далее) носят в себе желаемых Богу поступков, которые человек совершает в знак преданности и любви к своему Господу.
В буддизме же постулируется, что каждый человек может достичь просветления, стать богом при жизни. Но для этого нужно держать тело в подобающей физической форме и заниматься самосовершенствованием очень продолжительное время. Следует отметить, что акцент на состоянии физического тела имеет большое значение. Даже в русском языке есть поговорка: в здоровом теле – здоровый дух, т.е. душа. Для просветления души ей нужен «подобающий сосуд», здоровое тело. Так появляются практики, связанные с физическими упражнениями и тренировкой сознания.
Однако, эти практики не носят характера служения богу. Дело в том, что в буддизме человек оказывается «брошенным», его не опекает никакой бог, он сам, если захочет, должен совершенствоваться и достичь просветления. Именно сам для себя, а не в знак служения божеству, не из страха перед ним.
Таким образом, дыхание в определенных ритмах или растягивание связок в сложных позициях йоги являются только упражнениями для развития тела и тренировки сознания. Человек, совершающий подобные действия вовсе не совершает ритуалов поклонения никаким богам, он просто развивает свое тело. И осуждать православного человека за занятия йогой все равно, что осуждать за то, что он делает утреннюю гимнастику или тренирует память.
Буддизм – это не столько религия, сколько философия. Это философия жизни, культура занятий спортом, культура питания, культура тренировки мышления и развития личности. И именно это нужно видеть за подавляющим большинством восточных практик, так успешно распространившихся по западному миру в последнее время.