КЕЛЬНСКАЯ ТУСОВКА: Kompakt&friends

 КЕЛЬНСКАЯ ТУСОВКА: Kompakt&friendsСвою первую пластинку Journeys Into Rhythm EP немец Jorg Burger выпустил в еще в 89-м году. Вдохновляемый как acid-истерией, так и классикой indie от Aztec Camera, Orange Juice и The Smiths, он пытается воплотить в жизнь симбиоз techno- и pop-музыки. Убедившись в том, что его музыкальное видение не совсем соответствует общепринятым клубным стандартам, в 91-м он открывает лейблы Trance Atlantic и Monochrome.

Кроме собственных работ под многочисленными псевдонимами, Jorg Burger издает на них дебютные творения еще одного исторического деятеля, Wolfgang Voigt aka Mike Ink. Yt. Последний, не долго думая, открывает в 93-м собственный рекординг Profan, музыкальный курс которого определялся словами: «It is pop, not intelligent techno. Bee Gees, not Dokumenta». Несмотря на слоган, именно рождение Profan можно считать документальным свидетельством рождения Cologne sound - сдержанного techno, оперирующего как мелодичными гармониями, так и грувом.


Следующим этапом деятельности тандема Voigt/Burger становится открытие в родном Кельне филиала музыкального магазина Delirium. Именно из него на свет появится тот самый Kompakt-лейбл, историческая и рыночная значимость которого устремится к вершинам электронного айсберга. Но об этом еще никто не знает: Wolfgang Voigt и Jorg Burger делают первые шаги в воплощении немецкого патриотизма в музыке. Особенно преуспел в этомWolfgang ака Mike Ink. Ему принадлежит целая теория о значимости немецких лесов в поп-музыке, им же заложены политические основы деятельности кельнской группировки.

Взывая к патриотическим началам, парни начинают ваять genuinely German pop music. С присущей нации педантичностью в 95-м Voigt ограничивает рамки стиля - его концепт Studio1 становится лекалом дальнейшей деятельности немецкого синдиката. «Студийный» проект, а также специально созданный одноименный лейбл, генерирует десять релизов, демонстрирующих всю суть техно-минимализма.Все десять были выпущены на пластинках разного цвета и носили соответствующее цвету название, треки же оставались безымянными.

Нарочитая скупость гитарных гармоний и хирургически точные вкрапления вокала становятся характерными чертами Burger/Ink-саунда. Настаивая на аутентичности стиля, новаторы придумывают ему имя собственное - shuffle techno. Новый виток развития приходится на 97-й - момент создания деятельным Burger'ом нового проекта The Modernist. Альбом данного субъекта был выпущен не где-нибудь, а на лейбле Harvest, помимо этого штамповавшем Pink Floyd, Scorpions и Deep Purple. Релиз оказался довольно резонансным, так называемый кельнский саунд получает свое воплощение в немалом тираже.


Спустя полгода Wolfgang Voigt при участии Jiirgen Paape и Michael Mayer учреждает Kompakt, тем самым приведя к единому знаменателю продукцию множества ранее созданных в Кельне лейблов. Несмотря на всю масштабность содеянного, даже отцы-основатели вряд ли предполагали, какой бум на музыкальном рынке вызовет их детище.Прозрачный рисунок Cologne minimal пришелся по вкусу как меломанам, так и абсолютно равнодушным к аудиопрогрессу индивидам, оценившим в первую очередь ритмику и мелодичность. Состав артистов пополнился такими рекрутами, как Justus Kohncke, Reinhard Voigt, Benjamin Wild, Schaeben&Voss,   Joachim   Spieth,Superpitcher, Thomas Fehlmann, позднее к ним присоединились Kaito, Markus Guentner, Thomas Brinkmann и многие другие. Следуя тенденциям, ветеран Jorg Burger тоже берется за дело: в 99-м он создает Popular Organization - сеть рекордингов, в которую вошли подразделения Popular Sound, Popular Music и Popular Tools. Следуя первому принципу революционеров, подразумевающему овладение типографией, вслед за этим он выпускает журнал House Attack.

Но стремление к популярности негативно сказалась как на репутации, так и на продукции Cologne-лейблов. Характерное,порой довольно незамысловатое звучание откровенно клонировалось,  Kompakt-тиражи  стали  отнюдь не компактными, а селекция материала свелась к нулю. Одних только подразделений Kompakt (Auftrieb, Freiland,   Immer,   K2, KOMP3, Kompakt Extra, Kompakt Pop, Kreisel 99, Profan) было достаточно для того, чтобы завалить не особо требовательную аудиторию второсортным minimal-продуктом. Спустя какой-то отрезок времени продукция лейбла подверглась ожесточенной критике от прежде благодарных поклонников, упрекавших лейбл в деградации и коммерческой ориентации. Откровенно третируемый Michael Mayer вынужден был оправдываться тем, что «Происходящее сродни барбекю: на "Компакте" мы разожгли горячий и чистый огонь, и не наша вина, что люди стали совать в него вонючие сосиски».

Утверждение довольно спорное, но, тем не менее, Kompakt-мегаломания принесла и положительные результаты. Благодаря отлаженным бизнес-процессам лейбл получил возможность дистрибьютировать продукцию множества независимых рекордингов, тем самым способствуя их выживанию.