Переход к дивизиональной форме целесообразен тогда, когда появляется рыночное разнообразие и компания способна получить дополнительные преимущества за счет дифференциации своих продуктов/услуг пол требования различных рынков.
Условиями применения дивизиональной структуры являются:
- наличие оснований для диверсификации деятельности (широкая номенклатура продукции, значительная дифференциация рынков но клиентам и регионам, большие размеры производства);
- ключевым фактором конкурентоспособности становится удовлетворение специфических требований целевых рынков, а не качество выполнения функциональных задач;
- отсутствие тесных взаимозависимостей между рыночно ориентированными подразделениями компании;
- возможность образовать дивизионы, оптимальные с точки зрения масштаба производства. отсутствие ограничений по неделимому производственному оборудованию: это означает, что емкость рынка должна быть достаточной, чтобы организовать производство с приемлемым уровнем издержек.
Данное условие особенно важно для компаний, эксплуатирующих дорогостоящее оборудование (сталелитейные компании, доменное производство, судостроительные компании).
Дивизнональная структура естественна для:
- компаний с широкой номенклатурой продукции.
- компаний, ориентированных на несколько групп клиентов с кардинально различающимися потребительскими предпочтениями.
- фирм, действующих в нескольких странах или регионах.
Дивизнональная структура также применяется компаниями, которые становятся слишком большими, чтобы быть втиснутыми в три-четыре функциональных департамента.
В американской корпорации «ЗМ» («Миннесота Майнинг энд Мэньюфэкчеринг») действует принцип: продуктовые отделения, чей оборот превышает 200-250 млн долларов. разделяются на несколько более мелких отделений.
По мнению менеджеров корпорации, с превышением данного порогового размера усиливается тенденция к замораживанию сложившегося ассортимента продукции.