Даже лучшие команды постоянно буксуют из-за обычного непонимания. То, что мы хотим сообщить другим (передаваемая информация), редко совпадает с тем, что мы сообщаем на самом деле (получаемая информация).
Почему так происходит? Если одним словом — из-за различий. У каждого из нас свои особенности, собственная точка зрения, собственные «любимые мозоли*. Мы принадлежим к разным культурам, этническим и семейным. У нас разные судьбы. Мы по-разному мыслим.
Если переданное сообщение не совпадает с полученным, это не всегда приводит к катастрофе. Похоже на самолет, отклонившийся от курса. Он не разобьется, он продолжает лететь. Люди в самолете будут считать, что с ними вес в порядке, так как одометр продолжает отсчитывать мили. Пассажиры смотрят в иллюминаторы, они уверены, что летят туда, куда им нужно, хотя на самом деле все дальше и дальше отклоняются от пункта назначения.
Каждый год паши организации выбрасывают на ветер миллиарды долларов. Это издержки за ежедневное непонимание, в создании которого принимает участие каждый из нас. Вам, может быть, приходилось видеть возле копировального аппарата следующий плакат:
«Я знаю, ты думаешь, что понял то, что я хотел сказать. Но я не уверен, что ты услышал именно то, что я имел в виду».
И хуже всего: непомерные напрасные траты почти ничему нас не учат. Мы всегда считаем: в том, что мы неправильно передали или неправильно поняли сообщение, виноват кто-то другой. На самом деле в классической ситуации непонимания виноватых нет.
Непонимание часто возникает просто потому, что собеседники находятся па разных «волнах». То, как вы общаетесь с другими, в огромной степени зависит от того, что вы за человек — какой ваш «поведенческий стиль». Чтобы избегать непонимания, нужно очень хорошо осознавать собственный поведенческий стиль, а также поведенческий стиль собеседника. А для этого нужно заново научиться общаться, учитывая различия человеческих характеров и потребности окружающих.