Становление малого бизнеса в России происходило тяжело. После развала Советского Союза и всей экономики в целом, некогда могущественной и процветающей, население страны, которое привыкло к стабильности и защите со стороны государства, оказалось на грани обнищания. Поэтому те, кто могли, стали заниматься челночным бизнесом. Это представляло собой покупку за границей, чаще всего в Китае, дешевых низкокачественных трикотажных в основе своей вещей с последующей реализацией их на рынках различных городов России.
Это и было первым шагом к становлению индивидуального предпринимательства теперь уже в свободной стране, в которой все вдруг стало можно и за это явно ничего уже не будет. Столь сложный процесс становления говорит нам о том, что это скорее всего была вынужденная мера, связанная с тяжелым финансовым положением каждого отдельного человека. В последствии экономическая ситуация сложилась таким образом, что для государства стало выгодно систематизировать и узаконить явления подобные челночному бизнесу. Все это и стали называть малым бизнесом. Теперь уже все его инструменты довольно хорошо отработаны и позволяют спокойно жить индивидуальным предпринимателям.