НАЧАЛО НАЧАЛ

НАЧАЛО НАЧАЛ Чтобы понять всю глубину современного минимализма, необходимо обратиться к истокам. Итак, музыкальный минимализм в своем классическом варианте появился в Америке начала 60-х. Возглавил радикально авангардное течение композитор Джон Кейдж (John Cage) и его школа, противопоставившие себя всей европейской музыкальной традиции. Концепция была проста и заключалась в наделении значением первичных элементов (тишины, отдельного звука, простейших сочетаний) и отрицании связей между аудиокомпонента-ми. Минимализм стремился не к деконструкции, но к очищению музыкального мышления, к созданию произведений, свободных от абстракций, в которых не было бы ничего, кроме самих звуков.

Неожиданная популярность пришла к минимализму с появлением новых американских имен. В середине 60-х Terry Riley, Steve Reich и Philip Glass создали - каждый в своем варианте - ставшую знаменитой репетитивную технику. Прием многократного точного или слегка видоизмененного повторения встречался уже в ряде произведений Кейджа. Теперь же он стал основой метода, который, при всём своеобразии, стал логическим продолжением концептуальных основ минимализма. Понимание ценности первичных элементов побуждает к их постоянному возвращению. Музыкальный материал сокращен до минимума. Простейшая структура, комбинация звуков, повторяясь вновь и вновь, заставляет вслушиваться в нее, добираясь до атомов звучания.


Главным, что отличало репе-титивные произведения от минимализма периода «экспериментальной музыки» Кейджа (и что принесло им успех в более широких аудиториях), было обретение метра и тональности. Необходимость в метре диктовалась повторением коротких построений (паттернов), естественно требовавшим регулярной длительности. Появление тональности же было следствием повышенного внимания к акустическим свойствам отдельного звука, что стало достижением именно минимализма.

Концепция классического музыкального минимализма отрицает особую технику сочинения. Техника может быть различной, важны лишь общие музыкально-философские основы, на формирование которых во многом повлияло учение дзен и медитация.
Именно медитация понадобилась нашим журналистам, дабы из огромного количества материала вычленить самое главное*. Как видите, минимумом текста обойтись не удалось.

Хотелось бы указать на то, что информация, представленная в данном minimal-материале, не является энциклопедической и ни в коем случае не претендует на какую-либо категоричность. Учитывая гигантские объемы музыкальных релизов данного формата и географическую удаленность источников производства и распространения от отечественного потребителя, не стоит удивляться некоторым расхождениям во взглядах и суждениях среди весьма компетентных и заслуженных деятелей. Именно на них мы и решили остановить свое внимание, потому что количество достойных minimal-продюсеров, к счастью, так велико, что материал о них не поместится в самый толстый из журналов. Аминь.