Национальная революция. Хотим аж плачем

Национальная революция. Хотим аж плачемУспех украинских версий Godskitchen и Global Gathering показал: в стране есть перспективный рынок, готовый откликнуться на качественные фестивальные продукты. Судя по количеству клабберов на крупнейших ивентах, лучшим предложением сегодня являются международные «сетевые» фестивали. Украинские организаторы просто собирают их, не замахиваясь на создание собственных продуктов, способных покорить мир. Может быть, только пока?

Крупнейшие фестивали Где здесь украинские идеи?

Global Gathering Ukraine (2007) ~15 000

Godskitchen Ukraine (2007) ~10 000

Kiss Fm Birthday ~7 000

Qiev Dance~4 000

Как мы глобализировались...

Два самых крупных в истории клубной Украины мероприятия пришлись на 2007 год. Оба они - и весенний фестиваль Godskitchen Ukraine и летний Global Gathering Ukraine - это локализированные в Украине международные форматы, созданные британской компанией Angel Music. Это крупнейшие фестивали, следующие за ними украинские ивенты значительно отстают по масштабности, а значит, и по привлекательности для клаббера.

Представленность в Украине мировых фестивалей и их успех - свидетельство определенного этапа развития клубной культуры страны и требовательности клабберов. Они с большей охотой верят международным брендам, ожидая от «проверенных миром» фестивалей качества, которого в Украине им раньше не предлагали.

Но не насытились...

Отлично, мы приобщены к высоким стандартам глобальных фестивалей, но почему бы, отмечая хороший сервис и брендированную английскими словесами атрибутику, не задуматься и о других гранях «сетевых событий»? Унифицированность стандартов, шаблонность, да и просто определенную вторичность происходящего. Рынок есть, а значит, светлые головы шоу-бизнеса могут задуматься о таком интересном занятии, как создание собственного продукта, способного соперничать с мировыми фестивалями и на внутреннем, и на внешнем рынке. Глядишь, лозунг «покупай украинское» окажется клабберу близок, когда украинское станет качественным.

За примерами прорывных идей, опередивших «интернациональные бренды», не нужно ходить в Сербию - тамошний фестиваль Exit считается одним из лучших в Европе - проще заглянуть в Россию! Самыми крупными и успешными ру-фестивалями являются как раз аутентичные ивенты, например мейнстримовый фест «Форты» или экстремальный «Восточный Удар». Ну, а драм-н-бейс фестиваь «Пиратская Станция» (Санкт-Петербург) и вовсе является крупнейшим среди подобных ивентов мире.

Мы обзавидовались...

По словам его организатора и вдохновителя, Константина Нестерова (DJ Gvozd), представить себе более крупный драм-н-бейс фестиваль практически невозможно: «Пиратская Станция» - это, возможно, самый крупный драм-н бейс-рейв планеты (под этим определением я понимаю рейв, на котором звучит только драм-н-бейс музыка)! Почему «возможно»? Потому что гипотетически можно допустить больший размах, но практически я, лично, этого не наблюдал!».

Масштаб действительно колоссален, количество посетителей ПС измеряется десятками (!) тысяч иностранных хедлайнеров - просто десятками. Каждый ивент сопровождается выпуском музыкальных релизов, мгновенно становящихся хитами продаж, а BBC Radio 1 делает прямые включения с фестиваля.

ПОНЯЛИ СЕКРЕТ «РУССКОГО ЧУДА»

Для постороннего наблюдателя формула успеха «Пиратской Станции» выглядит как «концепт ориентированный на молодежь + команда фанатиков + обработка аудитории через радио + постоянное развитие». Все это позволило уже первой ПС (2003 год) собрать порядка 6000 человек. Спустя 4 года, пятая «станция» перешагивает отметку в 20 000 человек!

А ведь мероприятие отнюдь не было обречено на успех. «Был поиск ориентиров, целей, путь к ним, становление, рост. А когда уже стало ясно, что делать, осталось только работать, корректируя состав команды и привлекая посторонних специалистов, чтобы сделать лучше!», так Нестеров определяет этапы становления ПС.

Сегодня ПС дорос не просто до расширения своего присутствия в России, но и до выхода на международный уровень.

«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО МОЖНО ТАК ЗАПРОСТО ПРИМЕРИТЬ ПОНЯТИЕ «ГОТОВЫЙ ФОРМАТ» К НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ! ОН ЕСТЬ КАК ИДЕЯ ИЛИ КАК ОРИГИНАЛ, ЗАДАННЫЙ В РАМКАХ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ УСЛОВИЙ, А МОМЕНТ ВОПЛОЩЕНИЯ ВСЕ РАВНО ПРОИСХОДИТ ИНДИВИДУАЛЬНО, ОПЯТЬ ЖЕ ИЗ-ЗА ЭТИХ САМЫХ РАЗНЫХ УСЛОВИЙ, ПОДЧАС ИНТЕРЕСНЕЕ САМОГО ОРИГИНАЛА!».

ПРОСИМ УКРАИНСКИЙ РЕЙВ!

В Украине по той или иной причине чисто отечественный продукт пасует. Например, за успешным первым Qiev Dance последовали более тихие сиквелы. Наскучило? Во всяком случае, спрос на отечественного производителя витает в воздухе, но удовлетворен он слабо.

Единственным реальным конкурентом для выстреливших в 2007-м «сетевиков» является Kiss Fm Birthday. Вечеринки единственного танцевального радио Украины всякий раз срывают джек-пот по посещаемости, но говорить о какой-то мегаоригинальной концепции не приходится. Есть радио, оно популярно и собирает на свой ДР уйму народу - баста. Есть и феномен «КаZантипа», но то, что этот ивент остается уверенным лидером больше десятка лет, говорит только о том, что выбирать из «новья» особо не приходиться.

Оригинальный свежий концепт, кажется, есть у Виталия Бардецкого (глава Promo Ocean, Xlib Club). Несмотря на неудачный опыт с фестивалем Chiken Kiev (октябрь 2006 года), он считает, что оригинальные украинские проекты имеют коммерческий потенциал. «Этот путь более сложный и длительный, но потенциально более интересный, как чисто творчески, так и коммерчески». По мнению Барда, оригинальный украинский проект гораздо более соответствует чаяньям местных клаб-беров.

Но чтобы воплотить его, нужны «идея, команда, локация, удачная дата и профессиональный менеджмент», - резюмирует Бардецкий. Получается, что если все это есть, можно браться и за национальный, и за импортный проект. Клабберов интересует и то, и другое.

Несмотря на провал Chicken Kiev, организатор полагает, что идея, лежавшая в основе фестиваля выигрышна, как и ориентация на тех, кого Бардецкий называет «молодой творческой интеллигенцией». Уже запланированы новые ивенты и бомбовые хед-лайнеры: «Мы планируем запускать в Украине международный фестивальный бренд и продолжать с СК. Концепция останется прежней - смешивание разнообразных, но обязательно актуальных направлений современной музыки (не только танцевальной)».

Бард - не единственный, кто хочет создать собственный конкурентный формат. Поверьте, идея сколотить идею-бомбу манит даже самых ярых «клубных западников». Одна из причин - деньги. Уникальный концепт сделает деньги в какой угодно стране, не только у себя на родине.

А кроме того, воплощение собственной идеи обладает собственным неповторимым шармом, которого лишена работа с международным коммерческим форматом.