Главная особенность малого бизнеса заключается, как мы уже говорили раньше, в простоте и доступности создания для себя независимого рабочего места. Проще говоря, человек становится сам себе начальник. Открыть бизнес оказывается намного проще, чем его организовать и управлять им. Суть проблемы заключается в том, что «сам себе начальник» является и владельцем бизнеса, и его главным управляющим, да еще и главным специалистом.
Вероятно, можно встретить лишь единицы таких, кому до открытия бизнеса приходилось заниматься всеми этими вопросами. Подавляющее большинство предпринимателей оказываются неподготовленными для успешного ведения бизнеса, а чем это заканчивается для них — мы уже знаем. Поэтому для успеха в бизнесе будущий предприниматель должен готовить себя заблаговременно — чтобы овладеть базовыми навыками и приобрести базовые знания, а также сформировать новое предпринимательское мышление до того, как будет открыт бизнес.
Однако статистика показывает, что и после открытия бизнеса перед предпринимателем возникает большое количество вопросов, решение которых требует глубоких профессиональных знаний. Нет людей, которые бы знали все. И, конечно же, всему научиться нельзя.
Крупные фирмы могут привлечь на постоянной основе профессионалов самого разного профиля. Малый бизнес не может себе этого позволить, тем более что и услуги таких профессионалов требуются не постоянно, а время от времени.
Принимать решения предпринимателю все равно придется по всем вопросам. Поэтому он должен в этих вопросах разбираться. Эффективный и действенный механизм принятия решений, называемый здравым смыслом, оказывается полезным тогда, когда предприниматель располагает необходимой информацией.
Для того чтобы принимать наилучшие решения по вопросам, требующим профессиональной подготовки, предпринимателю необходимо создать группу консультантов. Известное изречение «не боги горшки обжигают» здесь неуместно. Хорошие горшки не появляются случайно или сами по себе. Хорошие горшки выходят из рук хороших специалистов.
Создание группы консультантов — это признак силы предпринимателя, а не его слабости, это признак нового предпринимательского мышления. Как говорил упоминавшийся нами раньше Богатый Папа: «Профессионалу нужен инструктор, дилетанту — никогда».
Предприниматель должен сам составить перечень консультантов. Например, в него могут входить юрист, аудитор, специалист в банковском деле, специалист по маркетингу и другие. Консультанты необходимы не только для того, чтобы получить грамотный совет (что само по себе очень важно), они помогут предпринимателю самому расти намного быстрее, чем в случае, если бы он варился в собственном котле. Они незаменимы в формировании нового мышления.
В бизнесе за все приходится платить. Точнее сказать, если предприниматель не хочет лишиться консультантов, он должен им платить. Никто и никогда не будет долго тащить на своей шее неблагодарного.
Платить можно по-разному. Это могут быть и деньги, и приглашение в ресторан на обед, или оказание какой-либо услуги или что-нибудь еще.
Это может быть и обещание, которое обязательно будет выполнено. Мало ли что еще. Предпринимательское мышление для того и нужно, чтобы находить нетрадиционные решения.
Как найти консультантов? Это может оказаться совсем непростым делом, особенно для начинающего предпринимателя. Нужно искать, быть настойчивым и найти способ заинтересовать их в сотрудничестве.
Кроме консультантов предпринимателю необходим Наставник. Роль его исключительно важна, а найти его может быть намного сложнее, чем консультанта. Наставник должен быть тем, куда предприниматель только еще мечтает попасть. Опытный наставник — это тот, кто уже создал свой бизнес и руководит им. Времени он будет тратить намного больше, чем любой из консультантов. Подчеркнем — может быть, очень ценного времени. Наставнику тоже обязательно нужно платить. Формы и здесь могут быть разные, вплоть до предложения доли в бизнесе.
Осознание необходимости Наставника и консультантов — важная часть предпринимательского мышления. Предпринимателю всегда не хватает денег, особенно в начале пути. Поэтому он старается избежать лишних расходов и пытается все сделать сам, хотя и не разбирается во многих вопросах.
Приобретая Наставника и консультантов, предприниматель не тратит деньги, а покупает необходимые ему знания и время. Наставник и консультанты значительно сокращают путь к успеху, они помогают предпринимателю выделить главное, дают ценные советы, как выйти на проторенную дорогу, вместо того чтобы блуждать в темноте.