Очень небольшой бизнес поддерживал сносное житье предпринимателя и тех нескольких человек, которые были заняты в этом бизнесе. Во всяком случае, им не приходилось месяцами ждать невыплаченную зарплату или работать чьим-то реализатором на вещевом рынке. А самому предпринимателю это давало основание с гордостью заявлять знакомым, что он занимается бизнесом.
Продажи потихоньку росли, товара приходилось закупать все больше. На складе, хоть и очень маленьком, всегда что-нибудь было, но в основном закупки производились партиями, которые затем распродавались до следующей закупки. Пока продавалась очередная партия: деньги копились на счете, а затем они переводились поставщику, от которого поступала новая партия товара.
Дело шло тихо-гладко до тех пор, пока однажды после продажи очередной партии товара предприниматель с изумлением не обнаружил, что на счете фирмы лежит сумма, которой с лихвой хватит на покупку машины, да еще и останется. Изумление быстро сменилось огнем в глазах, мысль «хочу машину!» заполнила мозг, оттеснив в самые дальние уголки остатки разума.
Как у нас говорится: «Для бешеной собаки семь верст не крюк». Быстро обежав места, где продаются автомобили, он конечно же увидел наяву предмет своего вожделения. Предмет был красного цвета, в экспортном исполнении с затемненными стеклами — «Жигули» четвертой модели.
Вечером позвонил продавец и сказал, что на его машину есть уже несколько покупателей и завтра нужно дать ответ. Какой дурак упустит такой шанс! Утром машина была оформлена и к вечеру уже стояла под окнами офиса. Работать не хотелось, хотелось ездить.
Работать и не пришлось.
Уже на следующий день покупатель ушел и унес с собой деньги, на которые он намеревался купить товар. Потом другой, потом третий. Брать на фирме было нечего. Поставщики не хотели давать товар с отсрочкой платежа, потому что им самим очень нужны были деньги.
Бизнес пришлось закрыть.
Да, кстати, затемнение со стекол пришлось смывать, так как это противоречило правилам ГАИ. Смыть полностью не удалось и на стеклах остались неудаляемые разводы. Машина, к тому же, оказалась битой.
Пришлось продавать.
Оборотные средства — это такие средства, которые используются за короткий промежуток времени. Иными словами, они оборачиваются в бизнесе. В торговой фирме — это товарный запас. Товар берется со склада, продается покупателям и превращается в деньги, которые переводятся поставщику и оборачиваются в товар, который опять завозится на склад. В производственной форме это, например, материалы.
Оборотные средства являются необходимым условием стабильной деятельности любого предприятия и позволяют обеспечить покупателя нужными ему товарами в срок и в необходимом ассортименте. Как только у фирмы возникают проблемы с оборотными средствами, готовьтесь — скоро начнутся проблемы с покупателями. У покупателя и своих проблем хватает, его не могут волновать еще и проблемы продавца. И тем не менее покупатель очень неохотно меняет постоянного поставщика без веских на то оснований. Одно из таких оснований — перебои с поставками.
Если оборотных средств не хватает, то перебои с поставками неизбежны. Выезжать на покупателе в такой ситуации (получать предоплату на длительный срок) удается далеко не каждому, да и то лишь на время.
Обратимся еще раз к рис. 41.1. Фактически денежный поток № 2 и создает циркуляцию оборотных средств. Чем выше оборачиваемость оборотных средств, тем лучше работает капитал фирмы.
На деньгах, которые поступают на счет фирмы, не написано, на что эти деньги можно потратить. На них не написано, что это, мол, оборотные средства и они должны быть заплачены за товар для пополнения товарного запаса на складе. Поэтому предприниматель может потратить их на что угодно, как это было сделано в случае с красной машиной.
Оборотные средства — вещь бессловесная. Попробуйте не заплатить поставщику за товар или заработную плату персоналу — шуму не оберешься. Но если залезть в оборотные средства, купив автомобиль и вызвав зависть знакомых, то никакого шума не будет. Просто на эту величину товара на складе станет меньше.
Обратим внимание, что станет меньше ходового товара, потому что неходовой товар не так-то просто продать. Поэтому когда оборотные средства уменьшаются, то в первую очередь исчезает их самая эффективно работающая часть. Если проделать такую операцию несколько раз, то и вообще можно остаться только с неликвидами и излишками. А это означает не только потерю покупателей, но и потерю бизнеса.
Для производственной фирмы оборотные средства имеют ничуть не меньшее значение. Как только появляются перебои в материалах и комплектующих, производство начинает работать неритмично, возникают простои и авралы, приходится закупать материалы мелкими партиями. Все это сразу же увеличивает себестоимость изготовления, но не увеличивает отпускную цену.
Если руководитель бизнеса не управляет оборотными средствами, то у бизнеса нет шансов выжить. Можно, конечно же, ухватиться за предоплату, а потом и за «спасительный» кредит. Все это приведет только к временным улучшениям, потом будет еще хуже, чем было.
Единственный беспроцентный источник пополнения оборотных средств — это опять же прибыль. Так уж получается, что если руководитель не может управлять оборотными средствами, то он не может управлять и прибылью. Такой бизнес обречен.
Оборотные средства влияют на эффективность работы бизнеса и капитала. Если оборотных средств недостаточно, то покупатель уходит и бизнес теряет объемы продаж или же теряет прибыль за счет увеличения себестоимости продукции (например, закупка меньшими партиями увеличивает цену). Если оборотных средств слишком много, то уже капитал работает неэффективно, так как увеличение оборотных средств сверх необходимого количества не приводит к эквивалентному росту продаж. При этом расходы на хранение, обработку и учет таких оборотных средств возрастают. Вполне вероятно, что при завышенных оборотных средствах бизнес будет испытывать дефицит денег.
Поэтому для каждого бизнеса существует свой собственный оптимальный объем оборотных средств. Его нужно найти и поддерживать.
При росте бизнеса потребность в оборотных средствах резко возрастает. Например, фирма может увеличить за год объемы продаж в два раза и работать с двухмесячным товарным запасом. В таком случае ей потребуется иметь двухмесячный запас, но при удвоенных объемах продаж, т. е. ей нужно вдвое увеличить оборотные средства. Единственным собственным источником оборотных средств является прибыль.
Но прибыль в цене по размеру намного меньше себестоимости товара. Это означает, что за счет прибыли невозможно за год увеличить оборотные средства в два раза. Считается, что за счет собственных средств объемы продаж можно увеличить не более чем на 40%. Для большего роста нужно изменять структуру капитала, т. е. привлекать деньги извне. Это могут быть заемные средства, например денежный заем, получение товарного кредита (получение товара от поставщика с отсрочкой платежа), инвестиции в бизнес со стороны владельца или привлечение внешнего инвестора с уступкой ему доли в бизнесе.
У каждого из этих способов есть свои преимущества и все они используются.
В заключение обратимся к предпринимательскому мышлению. Оно подразумевает понимание экономики бизнеса.
Предприниматель, не понимающий экономики бизнеса, постоянно (именно постоянно!) причиняет ущерб своему бизнесу. Это касается не только оборотных средств. Все решения предпринимателя, будь то прием на работу нового сотрудника, покупка телефона, управление финансами, закупками или товарными запасами, повторим — все решения предпринимателя имеют экономические последствия.