Поскольку работодатели сталкиваются с недостатком квалифицированных специалистов и требованиями властей относительно финансовых затрат на их подготовку, организация различных учебных курсов и семинаров становится неплохим источником доходов. У людей, организующих подобные курсы, — огромные возможности, даже если сами они не являются носителями какой-нибудь учебной информации.
Перед вами встанут две задачи — найти подходящее помещение и хороших преподавателей. Не обязательно быть владельцем здания или помещения. Можно его просто арендовать, поскольку многие учреждения не против подзаработать таким способом. Найти подходящий предмет обучения и хороших преподавателей также нетрудно. После этого исследуйте рынок возможной клиентуры. Фирмы и предприятия нередко оплачивают стоимость обучения своих сотрудников вплоть до 500 долларов в день, если предмет и уровень преподавания отвечают их потребностям. Если же вы обучаете служащих одного предприятия в их собственном помещении, оплата будет значительно ниже.
Начните с подбора помещения. Подготовьте как небольшие кабинеты для работы с отдельными группами, так и общий зал для лекций. Продумайте, как лучше распределить учебное время в течение дня с учетом перерывов (перемены между лекциями, обеденный перерыв). Посчитайте расходы, прибавьте запланированную прибыль и установите цены, принимая во внимание ожидаемое количество учащихся. Только практический опыт поможет вам определить, какие темы и формы обучения привлекают больше всего посетителей.
Трудно даже сравнить семинар в лучшем конференц-зале Сиднея с участием ведущего американского специалиста по маркетингу (11000 долларов в день) и 30-долларовые курсы по уходу за престарелыми, родственниками при муниципалитете. Тем не менее и то и другое может приносить организатору материальный успех и моральное удовлетворение.
Разрешив проблему ценообразования, приступайте к рекламе. Прежде всего разошлите письма на местные предприятия. Для этого можно воспользоваться услугами курьерских фирм, если вас не смущают затраты. Качество и стоимость рекламы будут зависеть от предполагаемой аудитории и общей финансовой структуры вашего предприятия. Если вам не удалось набрать нужное количество слушателей, возможно, лучше закрыть курсы. Правда, вы рискуете потерять доверие тех, кто желает посещать семинар, и тех, кто уже оформил заказы на будущее. Кроме того, это значит, что вы впустую потратили деньги на рекламу.
Требуемые навыки. Формальной квалификации не требуется. Знание системы проведения семинаров и организаторские способности — вот что вам нужно. Умение наладить питание и составить расписание, а главное — умение общаться с клиентом на его уровне и языке. Естественно, для привлечения наиболее обеспеченных слушателей необходимо иметь связи в деловых кругах.
Необходимый капитал. Если не приглашать высокооплачиваемых преподавателей из-за рубежа, затраты будут небольшими. Местные лекторы могут потребовать предоплату или банковское поручительство. Владелец помещения при оформлении заказа может попросить выплаты задатка. Вот почему всегда выгоднее использовать одно помещение, установив с его хозяевами взаимовыгодные отношения. Чем обыденнее тема семинара и меньше число слушателей, тем дешевле он обходится.
Юридические требования. Кроме регистрации в установленном, порядке названия фирмы, которое должно быть запоминающимся и выделять вас среди конкурентов, не существует каких-либо юридических препятствий для вашей деятельности.
Ключевые факторы. Прежде всего — качественная подача учебного материала, интересные лекции, внимательное отношение к слушателям. Немаловажную роль играют проворное, светлое помещение, его интерьер, качество завтраков, не говоря уже о полезности темы семинара. И здесь все зависит от ваших организаторских способностей. Ни одно из предприятий-клиентов не отказывается платить за качественное обслуживание. Но если возникла какая-то неприятная ситуация, пусть даже мелочь, в следующий раз вы вряд ли увидите на своих курсах слушателей из той же фирмы. По этой причине старайтесь излишне не расхваливать свои услуги. Лучшая реклама — то, что клиенты увидят и услышат на семинарах.