Как команде пережить успех? Оставаться настолько же внимательной ко всему, как в период первых успехов. Нужно стремиться к постоянному совершенствованию, к тому, что японцы называют кайзен, — бесконечному совершенствованию.
Команды должны рассматривать, как результаты их труда воспринимают внешние группы — конечные потребители, клиенты в компании, другие команды, предприятие в целом — с точки зрения постоянного совершенствования.
Для внутренних целей мы предлагаем вам ввести параллельную практику под названием непрерывное прояснение. Это постоянное внимание к изменению динамики в группе, проверка и уважение потребностей и желаний друг друга, постоянное изменение фокуса ради того, чтобы ваша команда становилась лучше.
Непрерывное прояснение необходимо, потому что все меняется. Ситуация, которая была шесть месяцев назад, когда команда наслаждалась очевидным успехом, уступила место новой ситуации — на рынке, в организации, в самой команде.
Есть опасность, что, если ситуация изменится, слаженность команды будет нарушена. Если команда катится по «американским горкам*, необходимо, чтобы все участники были в одной кабине и на одной колее.
Непрерывное прояснение — потерпите еще немного эту дзэнскую философию — означает, что нужно непрерывно поддерживать ясность, которой вы достигли когда-то в начале создания команды. Именно поэтому написанное на бумаге «заявление о миссии» со временем теряет силу. Память о его значимости ослабевает день ото дня.
Командам необходимо поддерживать свое видение новыми задачами, новыми перспективами, более глубокими убеждениями. Это нужно делать и сегодня, и завтра, и послезавтра.
Необходимо непрерывное прояснение по следующим вопросам.
- Приоритетные цели и связанные с ними кратковременные задачи.
- Ответственность (кто за что отвечает и когда).
- Препятствия и стратегии их преодоления.
- Межличностные конфликты и их решение.
- Необходимые изменения стратегии лидерства.
- Совершенствование коммуникаций внутри команды и с внешним миром.
Непрерывное прояснение требует постоянного поиска источников командного успеха, постоянных вопросов: работает ли это и должно ли это работать?
Мы задаемся вопросом: есть ли у нас необходимые ресурсы? Если нет, как их получить? Если мы их не получим, то как обойтись без них?
Мы должны подумать о тех, кто не входит в команду, но чье участие необходимо для ее выживания.
- Спонсор команды — ангел-хранитель команды, тот, кто может ее спасти. Знает ли он, чем мы сейчас заняты, каковы наши проблемы и потребности? Что он должен знать, что бы продолжать помогать нам?
- Создатель команды — тот (или те), кто решил создать команду и помог ей собраться вместе. Открыты ли каналы к этим людям? Остаются ли они по-прежнему нашими друзьями? Что им нужно знать, чтобы продолжать о нас заботиться? Что нужно знать нам?
- Фасилитатор — внешний посредник, находящийся за рамками команды или за рамками предприятия. Этот человек достаточно объективен и может помочь увидеть то, чего мы не замечаем. Поддерживаем ли мы с ним контакты? Что он о нас думает?
- Лидеры команды — совпадают ли в команде ее номинальный и фактический лидеры? Какие вопросы они считают актуальными? Есть ли у них какие-либо проблемы, о которых не знают другие члены команды?
Без непрерывного прояснения видение исчезает, и, несмотря на самые прекрасные намерения, команда разваливается. Некоторые ее члены все еще на «американских горках, другие радостно катятся в отдельных кабинках где-то по бульвару Голливуда, по Аппиевой дорожке или какой-нибудь пустынной грязной дороге в горах Апдирондака. И это скверно. Любопытно, но скверно.
Постоянная ясность означает, что команда должна постоянно диагностировать саму себя. Помните таблицу в начале книги, где были изложены всевозможные проблемы и способы их решения? Наверное, вы разок на нее взглянули и, может быть, подумали что-то вроде: эврика!
Но если вы член команды, хотите поддерживать постоянную ясность и совершенствовать свою команду, эта таблица должна отпечататься в вашем мозгу. Вам необходимо постоянно помнить о возможных проблемах, чтобы суметь предотвратить их или как можно раньше заметить их появление.