Пяльцы вместо рамы

Взглянем теперь на стены, определим, куда повесим гроздья, букеты, венки из хвои. Да и сами пяльцы. Не для вышивания крестиком, а в качестве рамы для выкладывания новогодних узоров. Но захотят ли с ними возиться торопыги? А потому и начнем опять с композиций простейших: «Лесной букет», «Колокольчик» и «Пряничное сердце». Для «Букета» возьмите ветки любых вечнозеленых растений: сосны, ели, туи, остролиста, пихты, соедините с гроздью рябины или калины, стяните проволокой и перевяжите яркой лентой. Располагать ветки можно как угодно — пучком, веером, ассиметрично, следите только за тем, чтобы основная масса оказалась в верхней части композиции.


В «Колокольчике», наоборот, центр тяжести смещен вниз: на широкой яркой ленте подвешен колокольчик (стеклянная елочная игрушка) на фоне зеленых ветвей, размещенных «веником», а место соединения с лентой скрыто розеткой из 2-3 искусственных цветов в обрамлении листьев. Для третьей, композиции нужен большой пряник в форме сердца — из тех, что вы пекли к празднику. Провертите в нем аккуратно дырочку, соедините с шишками и хвоей, накрученной на проволоку, наверху с чисто декоративными целями укрепите свечку. Лента должна быть сильно накрахмаленной, чтобы держать форму. Если свеча красная, положите на хвою веточки рябины. Нет пряника — сердце можно сделать из бархатной бумаги (технология и рисунок даны в «Фигурках на нитках»). Но это уж для любителей повозиться. Как и настенные украшения, о которых далее пойдет речь. Гроздья очень декоративны, поскольку «вбирают» множество елочных игрушек.


Сделаем, например, «Виноградную гроздь»: шарики разной величины подвешиваем на нитках так, чтобы наверху оказались самые крупные, хорошо закрепляем всю связку и прикручиваем к ленте-подвеске. Теперь закроем узел двумя-тремя большими виноградными листьями, вырезанными из глянцевой бумаги, и в разных направлениях закрутим усики из серпантина. Можно собирать в такие связки стеклянные колокольчики; шары и сосульки; елочные фонарики; декорировать хвоей, шишками, включать в них «живые» ягоды, мандарины, яблоки... Вариантов много, однако все они держатся в самом прямом смысле слова на ленте-подвеске. Она должна быть не только прочной, но и красивой (хотя для нее, по секрету, сгодятся не обязательно атлас и репс, но и одноцветные яркие подтяжки). Венки. Темно-зеленые, перевитые лентами, они строги завершенной своей формой и в то же время праздничны. Этот чудесный символ Рождества хорошо повесить на дверь. Прежде всего по смыслу традиции — мир входящему! А еще из-за декоративных качеств: «круглость», четкость линий лучше всего выявляется на большой, ничем больше не занятой плоскости, где венок — центр ее. С учетом этого пристраивайте его и на стену — только не в уголок между шкафом и стеллажом, где и так тесно от гравюр и фотографий.


Вот основа для двух венков: «Рождественского» и «Аленького цветочка». Для первого подвесьте к банту наверху два стеклянных колокольчика на разном уровне, а у подножия венка посадите ангелочка из пуха (мы его делали, занимаясь украшением елки), или самых крохотных из дочкиных куколок-«голышей», завернув их в длинные белые одеяния и приделав крылышки из тюля, капрона. Во втором — прикрепите к венку с помощью тонких проволочек белые или желтые засушенные цветы (обвивать хвою лентой в этом случае не нужно, остается только бант) и ассиметрично расположите ближе к подножию «аленький цветочек» из сосновой шишки. Делается он просто: крупная шишка разрезается поперек — ее чешуйки напоминают теперь разверстые лепестки — и покрывается краской (еще одна из наших вынужденных «совковых» хитростей вроде лент из подтяжек — напылять краску можно из аэрозольного баллончика для окраски обуви соответствующего цвета). Еще лучше сделать цветок из блестящей красной кожи, удлинив лепестки в форме лучей рождественской звезды, а в середину пришить несколько бусин. Но это потребует порядочной возни, а нам нужно еще немало потрудиться над самим венком. Как сплести венок из хвои. Вначале из нескольких витков толстой проволоки свертывается его основа. Когда получится ровный круг необходимого диаметра, концы проволоки скручиваются друг с другом.


Лапы ельника разбираются на небольшие веточки (от 10 до 15 см), которые и присоединяются последовательно к кругу с помощью тонкой проволоки. Чтобы они держались прочно и венок их не «растерял», оплетать круг следует тщательно, небольшими «порциями», туго перехватывая проволокой основания веток. Как бы вы не Старались, в готовом венке на месте соединения основы получится бугор. Его можно декорировать, если композиция позволяет, бантом или цветком, но лучше удалить вовсе: разрезать в месте стыковки все витки основы, срастить концы и несколько раз обмотать тонкой проволокой для жесткости, вплетя сюда для декора еще две-три веточки хвои. Короче, нашлось дело и отцу семейства. А вот теперь очередь дошла и до пяльцев. Несмотря на идеальную форму круга, как арматура венка они не годятся: слишком твердая, неподвижная конструкция, не для прихотливого плетения. Они нам понадобятся в качестве рамок. Очень удобно: из одного комплекта появляетcя целых две штуки. Да еще каких пожалуй, запылившуюся рамку из «золотого» багета, давным-давно отлученную от парадного интерьера гостиной за аляповатость. Будем «рисовать» картинки. Новогодние натюрморты. Маленькое «теоретическое» вступление.


У западных дизайнеров уже несколько лет в ходу пустые рамы. Плоскость стены, а на ней — рама, часть этой плоскости в себе заключающая. И больше ничего иного. Далеко не «Черный квадрат» Малевича, конечно. Но в качестве приема оформления интерьера вовсе не так бессмысленно, как кажется. Потому что демонстрирует Пространство. Им становится обыденный квадратный метр, очерченный краем рамки. А несколько пустых рам разной формы и размера выстраиваются в своеобразную композицию. Бывает, весьма интересную, особенно если рамки красивы и дизайнер знает толк в своем деле. Во всяком случае, думается, никак не хуже дурной живописи или сплошь налепленных по всей стене портретов культуристов. Это к тому, чтобы вы не боялись поэкспериментировать с приготовленными для натюрмортов рамами. И с их размещением, и с заполнением. Пожалуй, не стоит увлекаться «ползучим реализмом»— изображать из хвои елочку, а из ватных шариков — снеговика. То, что уместно в поздравительной открытке или самодельной игрушке — оттенок милой патриархальности — здесь может показаться примитивным. Иной масштаб, иные претензии: быть красочным пятном интерьера, создавать настроение, кому развеселое, а кому и лирическое. Из этой задачи и следует, вероятно, исходить.


Рамки-пяльцы повешены ассиметрично (при желании их можно проморить до более темного тона, обмотать шерстяными нитками и т. п.), в одной — гроздь рябины, в другой — кружево елочных ветвей... Сверкающая кристаллами инея листва в большой раме, своей холодной белизной пригасившая жирный блеск багета (вот и пригодился ледяной букет Снегурочки)... Или «абстрактный» узор из ярких шаров, свободно размещенных на натянутой внутри рамы веревочной сетке... Живые цветы, сухоцветы и цветы искусственные (как там у И. Северянина: «О цветы, эти розы из вощеной бумаги!»), мох и береста, елочные украшения самых необычных форм — все послужит красками вашей палитры. Вот уж где простор для фантазии! Не стремитесь только заполнить пространство новогоднего натюрморта целиком, помните об эффекте «пустой рамы». Остается сказать несколько слов о технике «вышивания на пяльцах»: - подвешивать «узоры» можно на нитях разной высоты, а если нужно — закрепить «рукоделие» на произвольно натянутой сетке — как видимой (из веревок, тесьмы, витого шнура), так и невидимой (из тонкой капроновой лески).