Данные структуры широко используют компании, осуществляющие международные операции.
Яркий пример - международные консалтинговые фирмы.
На начальном этапе, когда компания еще только развертывает зарубежные операции, ей бывает достаточно ввести должность управляющего по экспорту, который подчиняется руководителю маркетинговой службы. По мере роста зарубежных операций компании могут создавать зарубежные филиалы для каждой страны. Руководитель зарубежного филиала подчинен исполнительному директору или президенту компании.
Следующая стадия развития - создание международного отделения во главе с руководителем высокого ранга, подчиненным президенту компании. В международном отделении сосредоточены все функции (производство, маркетинг, финансы, кадры), необходимые для руководства деятельностью зарубежных филиалов. Когда же компания перестает делать основную ставку на операции внутри страны и становится глобальной по характеру своем деятельности, организационная структура вновь претерпевает изменения. Наибольшее распространение получили глобальная продуктовая структура и глобальная региональная структура.
Региональные структуры позволяют лучше учесть различия в законодательстве, потребностях местных клиентов.
Схема глобальной региональной структуры:
В сильно диверсифицированных корпорациях дивизионы формируются на основе видов бизнеса или стратегических бизнес-групп, объединяющих до нескольких десятков предприятии родственных сфер деятельности. Вводится должность президента стратегической бизнес-группы (СБГ). функциями которого являются общее руководство, координация и контроль деятельности предприятий группы. Президент СБГ, с одной стороны, является проводником политики высшего руководства компании в своей группе, а с другой — отстаивает интересы своих предприятий в головном офисе компании. Это обеспечивает необходимый баланс интересов в фирме. Кроме того, сокращается число руководителей подразделении, подотчетных непосредственно высшему руководству, что повышает управляемость компании.
Диверсификация - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых товаров отдельными компаниями.
Схема дивизиональной структуры на базе стратегических бизнес-групп (СБГ):