На многих музыкальных форумах довольно часто можно встретить всякого рода споры. Они касаются программ, с помощью которых можно создавать музыку. Ярые сторонники Fruity Loops Studio исписывают сотни страниц, доказывая, что именно FL Studio лучшая.
Параллельно им другая «противоборствующая» сторона отстаивает права Cubase SX3. И как показывает время, этот спор действительно бесконечен. Каждый сам для себя выбирает инструмент, которым будет рисовать на «нотном листе». И дабы помочь с этим выбором, речь поведем именно о Cubase SX3!
Я не буду углубляться во все тонкости данного продукта, так как на это уйдет много времени, да и это не нужно. «Кубейс» - это профессиональная студия по созданию и редактированию музыки и даже видео!
Поэтому рассмотрим самое основное:
1) Главное окно проекта;
2) Окно VST Instruments;
3) Микшер.
ГЛАВНОЕ ОКНО ПРОЕКТА
Оно действительно является главным, ведь основная работа проводится именно в нём. Это окно поделено на 3 части:
1- в этой части содержатся графические изображения треков (дорожек). На данном рисунке проект не содержит ни одного трека. Для того чтобы их добавить, нужно правой кнопкой мыши щелкнуть в средней части (2) и из выпадающего меню выбрать Add MIDI Track. При помощи панели инструментов (4) инструментом Draw (карандаш) создается прямоугольник, в который затем вносится мелодия.
Для того чтобы «вести» мелодию, нужно на панели инструментов (4) выбрать инструмент Object Selection (стрелка) и произвести двойной щелчок по созданному прямоугольнику. Таким образом, откроется окно Key Editor. Конечно, в большей степени повезет счастливым обладателям миди-клавиатур, так как им не нужно будет мучиться и каждую ноту вводить мышкой. В верхней правой части окна Key Editor содержится ряд кнопок, которые как раз и созданы для того, чтобы использовать миди-клавиатуру.
Это окно также содержит панель инструментов, при помощи которой производится редактирование мелодии. В верхней панели окна содержатся еще несколько окошек. В окошке Quantize указывается размер сетки, а в окошке Length Q - длина вводимых нот. В главном окне проекта также есть окошки с подобными функциями.
Snap mode (окошко с изображением сетки) позволяет выбрать тип привязки между треками.Grid type - тут производится выбор длительностей, которыми будет «рисоваться» трек. Если в выпадающем меню выбрать Use Quantize, тогда длительность трека будет указываться значениям окошка Quantize Type.
2- в средней части главного окна проекта отображаются один под одним поля треков и подтреков, содержащих автоматизацию. Автоматизация - это, говоря простым языком, кривая, которая управляет каким-либо параметром подключенного VST инструмента или эффекта.
3- слева от списка треков находится поле, называемое Inspector. В нём производится редактирование параметров трека. Это поле можно открыть с помощью кнопки Show Inspector.
Окно VST Instruments.Это окно вызывается нажатием на клавиатуре клавиши F11 или из меню Devices -> VST Instruments. В нём производится подключение инструментов, которые будут использоваться в проекте. Для того чтобы выбрать инструмент, необходимо щелкнуть на надписи No Instrument и из выпадающего меню выбрать инструмент. В Cubase SX3 предусмотрено 64 слота под инструменты, но зачастую для проекта хватает дюжины, так как инструменты в последнее время делают всё более и более ресурсоемкими.
Также тут есть очень полезная функция Instrument _U Freeze. Ее польза заключается в том, что она «замораживает» выбранный инструмент. Другими словами, трек, инструмент которого замораживается, просто рендерит-ся (то есть экспортируется в файл) и сам инструмент выгружается из оперативной памяти компьютера. Но при этом пропадает возможность редактирования треков. Кнопкой У вызывается сам инструмент для редактирования его параметров.
Микшер вызывается клавишей F3, из меню Devices -> Mixer или нажатием кнопки на панели инструментов.Окно микшера состоит из так называемых модулей: модуль аудиотрека, модули VSTi и группового трека, модуль MIDI-трека.
Модуль аудиотрека
Как можно судить из названия, модуль предназначен для «хранения» аудиоданных. В правой части модуля содержится фейдер громкости и индикатор уровня сигнала. В верхней части расположено два поля: поле выбора выходного и входного портов. Слева от фейдера громкости располагаются элементы, отвечающие за панораму, включение соло, включение режима воспроизведение автоматизации, временное отключение посылов и вставок и проч. При помощи кнопки с изображением «е» открывается окно VST Channel Settings, где можно обрабатывать аудиосигнал эффектами.
Модули VSTi и группового трека
Модули VSTi и группового трека мало чем отличаются от модуля аудиотрека по функциям и дизайну. Но есть одно очень важное отличие: эти модули не имеют входных портов. Внешне эти модули отличаются так: внизу значок модуля указывает на то, что это модуль VSTi, а - модуль группового трека. Особо хочется обратить внимание на модуль VSTi.
В окне проекта ему не соответствует ни один трек. Один или несколько модулей VSTi появляются в микшере сразу после подключения VSTi к проекту. При этом наличие управляющего MIDI-трека не является обязательным. То есть модули VSTi и модули тех MIDI-треков, для которых данный VSTi выбран в качестве выходного порта, живут отдельной жизнью. Причем модули VSTi «живут» только в окне Mixer.
Модуль MIDI-трека
По умолчанию модули MIDI-треков отображаются в режиме Narrow - то есть модуль имеет минимальные размеры и минимальный набор параметров. По сути, этот модуль почти и не используется в окне микшера, так как вся работа выполняется в окне главного проекта. И опять-таки, модуль очень похож на рассмотренные выше, за исключением того, что отсутствует кнопка временного отключения эквалайзера (в связи с отсутствием последнего). Столбик на индикаторе уровня сигнала, расположенном в правой части модуля, подскакивает в такт поступающим сообщениям типа Note (нота) на высоту, пропорциональную значениям параметра Velocity (скорость «нажатия»).
Мы рассмотрели самые основные функции «Кубейса», которые могут понадобиться начинающему продюсеру, и на первых порах этого будет достаточно. Повторюсь, что это профессиональная программа, и поэтому для некоторых она может показаться сложной и неудобной. Но это на первый взгляд. Компания Steinberg далеко не первый год на мировом рынке и уже успела себя зарекомендовать рядом качественных продуктов. Каждая новая программа или инструмент разрабатывается в тесном сотрудничестве с музыкантами, поэтому и в «Кубейсе» всё продумано до мелочей, чтобы пользователь мог в полной мере получать удовольствие от создания музыки. Творческих успехов!
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - это протокол, который был разработан в начале 1983 года ведущими фирмами-производителями музыкального оборудования, такими как Roland™, Korg™, E-mu™, Yamaha™ и другими.
Изначально он был предназначен для замены принятого в то время способа управления музыкальными инструментами при помощи аналоговых сигналов управлением при помощи информационных сообщений (events), передаваемых по цифровому интерфейсу.
VSTi - это программный интерфейс, позволяющий подключать виртуальные инструменты (синтезаторы, семплеры, управляемые по MIDI процессоры эффектов и др.) к приложениям - виртуальным студиям.