СОБЕРИ СТУДИЮ

 СОБЕРИ СТУДИЮЯ решил написать эту статью как ответ на вопрос, который задают мне слишком часто - «Как построить домашнюю студию? С чего начать?». Иногда этому вопросу предшествует вступление «Я хочу стать диджеем!», которое должно мне объяснить зачем, собственно, нужна студия, в ответ на что приходится пускаться в пространные объяснения, что «диджеи не пишут музыку сами», а делают это продюсеры, хотя зачастую две эти профессии совмещаются.

 
Прежде всего давайте оговорим, чего вы не будете делать в этой студии. Если вы хотите писать в ней вокальные партии, живые инструменты и т.п., то описание такой студии выходит за рамки данной статьи.
 
Думаю, законным будет предположить, что вы уже являетесь счастливым обладателем персонального компьютера и вам нужно только немного его «проапгрейдить», для того чтобы он соответствовал требованиям компьютера для домашней студии.

Каким же должен быть компьютер для музыкальной студии? Одним словом «мощным», это как раз тот случай, когда работает правило «кашу маслом не испортишь», т.к. чем быстрее будет ваш PC, тем большую нагрузку виртуальных инструментов и эффектов он сможет выдержать. Наверное, имеет смысл оговорить условный минимум, ниже которого работать будет попросту дискомфортно или вовсе невозможно.

Описанная минимальная система находится на уровне AMD Athlon 64 3800+ с объемом памяти не менее 1ГБ. Оптимальной же будет система на уровне Intel Core 2 Duo или Core 2 Quad с 2 ГБ DDR2 или DDR3 памяти и быстрым жестким диском уровня Seagate Barracuda 7200.11. Видеокарта не имеет значения, хотя желательно, чтобы она не была встроенной в материнскую плату, потому как в таком случае она будет использовать ценную для
нас полосу пропускания системной памяти.
 
Не могу не вспомнить о мифе, что «Apple Mac лучше всего подходит для музыкальной студии, потому что звук на нем получается лучше». Это не так.

КОМПЬЮТЕР - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПЛАТФОРМА, КОТОРУЮ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ В ВИДЕ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПРОДВИНУТОГО КАЛЬКУЛЯТОРА, а так как на любом калькуляторе 2+2=4 (помните, речь идет о цифровом звуке), то для нас имеет значение не калькулятор, а программа, которая на нем будет считать и аудиокарта, которая будет преобразовывать нули и единицы в сладкие звуки музыки.

Если ваша система не дотягивает даже до минимума, то логично будет начать постройку студии с добавления перца вашей машине.

Далее, вы должны определиться с бюджетом, ведь от него будет зависеть, какие компоненты студии мы будем покупать и в каких ценовых диапазонах.

КОМПОНЕНТЫ ДОМАШНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ

• Компьютер (об этом мы уже поговорили)

• Аудиокарта

• Студийные мониторы (или, в крайнем случае, наушники)

• MIDI-клавиатура

Теперь давайте подробней остановимся на каждом компоненте.


Аудиокарта

Многие могут возразить, что в их компьютере уже есть аудиокарта, да еще и 5.1 Surround, зачем же покупать еще одну? Ответ прост: потому что встроенные аудиокарты - это компромиссное, бюджетное решение для того, чтобы удовлетворить массовый рынок, нам же с вами как профессионалам такое решение не подходит прежде всего по качеству звучания.

Какой должна быть профессиональная аудио-карта? Самое важное ее свойство в нашей студии - это преобразование цифрового звука в аналоговый и обратно, потому она должна делать это хорошо. В нашем случае абсолютно ИЗЛИШНЕ ПОКУПАТЬ КАРТУ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ВХОДОВ ИЛИ ВЫХОДОВ, ПОСКОЛЬКУ МЫ НЕ ПЛАНИРУЕМ ДЕЛАТЬ ОДНОВРЕМЕННУЮ ЗАПИСЬ МНОЖЕСТВА АНАЛОГОВЫХ КАНАЛОВ ИЛИ МИКШИРОВАТЬ ЧЕРЕЗ АНАЛОГОВЫЕ ПУЛЬТЫ, а стоить такие карты будут значительно дороже.

Кроме того, хочу сразу предостеречь от веры в рекламные материалы и в чудо DSP-процессоры с диво-эффектами. Это все чистой воды маркетинг и он не должен вас затронуть. (Исключением являются карты UAD-1, TC Electronics Powercore, Creamware Pulsar, которые, строго говоря, не являются аудиокартами, а есть DSP-картами или «аудиоакселлераторами».)

Так что же конкретно стоит покупать? Современные полупрофессиональные и профессиональные аудиокарты дошли до определенного технологического уровня, когда практически все карты делают свое дело достаточно хорошо, потому нельзя выделить какого-то одного имени. Могу порекомендовать присмотреться к таким картам (отсортированы по ценам):

• M-Audio Audiophile 2496 [PCI] - $120

• Hoontech SoundTrackAudio DSP24 Value [PCI] - $160

• M-Audio Audiophile 192 [PCI] - $200

• Audiotrak ProdigyHD2 [low-profile PCI] - $200

• Creative Professional E-Mu 1212 [PCI] - $240

• M-Audio Audiophile Firewire [Firewire] - $300

• M-Audio Ozone [USB] - $320

• Creative Professional E-Mu 1616m [PCMCIA] - $600

В квадратных скобках указан интерфейс подключения карты: PCI для внутренних карт, Firewire или USB для внешних карт и PCMCIA для ноутбуков. Цена карты далеко не всегда обусловлена качеством звучания, скорее, количеством дополнительных «фи-чей», которые эта карта имеет. Например, карта будет дороже, если она умеет воспроизводить аудио в формате 192KHz, имеет MIDI-интерфейс, оптические входы/выходы или имеет интерфейс Toslink. Тут уже вы должны определиться, какие навороты для вас важны, а без каких вы сможете легко обойтись.

Внешние карты обычно удобны для мобильного использования, бытует также миф, что они звучат лучше своих внутренних собратьев, но обычно, сравнивая близкие внутренние и внешние модели одного и того же производителя, использующие один кодек, сколько-нибудь существенной разницы в звучании не наблюдается.

Особняком в списке стоит M-Audio Ozone, поскольку это гибрид аудиокарты с двухоктавной MIDI-клавиа-турой c интерфейсом USB; в таком ракурсе этот продукт является весьма соблазнительным финансово.

Стоит сказать о том, что какую бы вы не выбрали карту, это никак не отразится на финальном качестве звука, поскольку карта всего лишь воспроизводит то, что ей посылает система и напрямую в процессах звукосинтеза или обработки не участвует.

Студийные мониторы

Первый вопрос, который здесь можно задать - «Чем мониторы отличаются от моих мультимедийных колонок?». Прежде всего, качеством звучания и линейностью воспроизведения, что означает, что они пытаются воспроизвести звук таким, каким он был записан, чего нельзя сказать о бытовой акустике. Почему я говорю «пытаются воспроизвести»? Потому что идеально линейного воспроизведения на практике добиться нельзя и любые мониторы только стремятся к этому, их близость к цели, как правило, обусловлена их ценой, т.е., в отличие от аудиокарт, чем они дороже, тем качественней и более линейным будет их звучание. Наверное, нет предмета более жарких споров, чем студийные мониторы.

Скажу лишь, что ВЫБИРАТЬ МОНИТОРЫ НУЖНО ИСХОДЯ ИЗ БЮДЖЕТА, С УЧЕТОМ РАЗМЕРА ПОМЕЩЕНИЯ, В КОТОРОМ ОНИ БУДУТ СТОЯТЬ, НУ И СЛУШАТЬ МОНИТОРЫ САМОМУ, ПЕРЕД ТЕМ КАК ИХ КУПИТЬ.

Вкусы у людей разные, а каждый монитор имеет особенности звучания и случается, что ты много хорошего читаешь или слышишь по поводу какой-то модели, слушаешь, а она персонально тебе не нравится.

Важно также понимать разницу между активными и пассивными мониторами. Активные имеют встроенные усилители, в то время как пассивные таковых не имеют, а суммарная стоимость пассивные мониторы + студийный усилитель будет выше, потому нашим выбором есть именно активные мониторы.

Просто как пример приведу некоторые модели мониторов с примерными ценами за пару, отсортированные по размеру басового динамика (указан в скобках в дюймах):

• KRK RP5 (5") - $400

• Samson Resolv 65A (6") - $460

• KRK RP6 (6") - $550

• Dynaudio BM5A (6") - $1200

• Mackie HR624 (6") - $1500

• Samson Resolv 80A (8") - $560

• KRK RP8 (8") - $700

• Dynaudio BM6A (8") - $2000

• Mackie HR842 (8") - $2000

Стоит объяснить, почему так важен размер басового динамика (вуфера): чем больший диаметр он имеет, тем более низкие частоты он может воспроизводить. В свете того, что вся электронная музыка фундаментом имеет бас, на котором строится все остальное, то для нашей студии будет важным монитор с достаточным количеством низа. Для обычной жилой комнаты в квартире оптимальным будет 6" вуфер.

Если ваши соседи назойливо барабанят в стену, мешая вашему соитию с высоким, то как вариант для написания можно использовать и студийные наушники. Типично в студии можно увидеть продукцию компании AKG, например AKG K 271 Studio ($200).

MIDI-КЛАВИАТУРА

Думаю, не нужно объяснять, зачем она нужна. Да, конечно, можно обойтись и без нее, но тогда творческий процесс превратится в муку. Принципиальной разницы между клавиатурами от разных производителей не наблюдается. Вы в своем выборе должны исходить из того, какого размера вам нужна клавиатура? Клавиатура в две октавы будет удобна своей мобильностью - она настолько невелика, что с легкостью поместится в любой рюкзак, но может быть не очень удобной при стационарном использовании из-за нужды постоянно переключаться на октаву вверх или вниз.

Клавиатура в четыре октавы, скорее всего, будет для вас оптимальным выбором. Далее вы должны обратить свое внимание на тип интерфейса, с помощью которого клавиши будут подключаться к компьютеру и на всяческие навороты, вроде дополнительных программируемых ручек и слайдеров, которые сделают вашу работу более комфортной.

Цена клавиатуры очень зависит от типа самих клавиш - будут ли они пружинными или полновзвешенными, а также будет ли клавиатура чувствительна к aftertouch. Не имеет смысла приводить много примеров клавиатур, выбирайте на свой вкус, хотя, пожалуй, замечу, что из доступных по цене хорошо себя зарекомендовали клавиатуры M-Audio серии Radium (Radium 49 - $200).

Вместо заключения!

Мы поговорили о том, как построить базовую домашнюю студию для создания электронной музыки, достаточной для того, чтобы начать писать музыку профессионального уровня.ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ - ЭТО НЕ ТО, НА ЧЕМ ИЛИ В КАКОЙ ПРОГРАММЕ-СЕКВЕНСОРЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ МУЗЫКУ, А ТО КАК ВЫ ЕЕ ДЕЛАЕТЕ.

Ведь начинающего музыканта от известного и успешного продюсера отличает, как правило, не аппаратная база, а наличие знаний и опыта, которые приходят со временем, с созданием новых и новых треков, путем общения с себе подобными и, конечно же, путем чтения тематической литературы.

Удачных вам музыкальных начинаний!