Организации, которая стремится ввести командный дух сотрудничества, но не желает никаких структурных потрясений, необходимо избавиться от принятых в ее культуре инструментов пыток, препятствующих сотрудничеству.
Создать атмосферу сотрудничества, характерную для «командного окружения», не так уж сложно. И это не требует больших затрат. Сначала вы отправляете всей организации простой, но совершенно однозначный сигнал: вы прекращаете вознаграждать деструктивное поведение, конкуренцию и стремление превзойти других и начинаете поощрять поведение, ориентированное па групповые цели.
Затем, как можно более честно, вы исследуете, что происходит в вашей организации на самом деле. Изучайте поведение, а не докладные записки топ-менеджеров. Люди утаивают информацию друг от друга? Они спокойно смотрят, как коллеги борются с неудачами, ничего не делая, чтобы помочь или поддержать их? В вашей организации функции изолированы друг от друга и отделены профессиональными барьерами? Или люди в ней тоже изолированы и отделены друг от друга страхом?
Если это так, хорошая доза сотрудничества пойдет вам на пользу. А если это не поможет, попробуйте «напалм».
Возьмем такую мелочь, как электронная почта. В атмосфере, проникнутой конкуренцией, люди редко отсылают друг другу электронные сообщения, редко говорят о негативных вещах, важная информация обычно утаивается, противоборствующие стороны не общаются друг с другом.
В компании, стремящейся создать атмосферу сотрудничества, электронные сообщения — принятый способ, которым люди делятся новостями и рассказывают, как у них идут дела, хорошо или плохо. Если у кого-то возникает проблема или он не может справиться с какой-то задачей, он открыто об этом заявляет, и другие тут же спешат к нему с советами и предложениями. Электронная почта может стать прекрасным инструментом сотрудничества, а опция «Копия» — быстрый способ распространить сообщение по всей организации. Пересылайте сообщения всем, кто имеет отношение к вашей работе.
Конечно, с опцией «Копия» можно перестараться. Если каждое свое сообщение пересылать всем сотрудникам организации, ее можно просто развалить. Но идею вы поняли.
Еще один способ развивать сотрудничество — общие встречи сотрудников различных подразделений. Пусть люди из других подразделений, которые оказывают влияние на вашу работу, участвуют в планировании и создании отчетов вашего подразделения.
Третий способ — создать «общие команды» лидеров. Если и вашей организации нет формальных команд, лидеры рабочих групп могут просто собираться вместе, общаться, предупреждать друг друга о возможных проблемах и пресекать неизбежные «войны за сферы влияния», пока они еще не вышли из-под контроля.
Четвертый путь — немного поиграть с отчетностью. То, что вы работаете в каком-то подразделении, не значит, что вы должны писать отчеты руководителю только этого подразделения. Людям из отделов информационных технологий и финансов очень полезно напрямую общаться с сотрудниками других отделов, например из отдела продаж или из технического и производственного отделов. Это как глоток свежего воздуха — а на самом деле это окно в реальную жизнь.
Без команд, в самом широком смысле этого понятия, организация невозможна. Каждый раз, когда два человека общаются, думая об общей цели, возникает команда, пусть и ненадолго. Но в более узком, структурированном смысле, в смысле самостоятельно направляющих себя команд, здоровые организации без команд вполне возможны. Вместо команд вы создаете командную атмосферу. Что не менее прекрасно и к тому же гораздо легче поддается управлению.