ТАКТИЧНОСТЬ — почти то же самое, что и вежливость. То, да не совсем. Б.В.Бушелева в одной из своих книг о культуре поведения приводит такую притчу. Гуляли по парку два джентльмена и беседовали на тему, чем отличается вежливость от тактичности. К единому мнению они не пришли и надумали предоставить решение спора первому встреченному ими человеку. Он не замедлил появиться. Это был трубочист. Выслушав существо проблемы, молодой человек сказал, что его образование не позволяет высказывать научные теории, а пример он привести может: «Я чистил трубы вон в том большом особняке. Закончив работу, заблудился. Толкнул какую-то дверь — и оказался... в комнате, где в кружеве мыльной пены в ванне лежала юная леди. Она вскрикнула. Я сказал: «Простите, сэр!» — и быстро вышел. Так вот, «простите» — это была вежливость, а «сэр» — тактичность».
ТЕЛЕФОН — еще одно техническое устройство, облегчающее нашу жизнь. Но им тоже нужно уметь пользоваться. Вот тест, предложенный Б.В.Бушелевой: 1. Начинаете ли вы разговор со справочной словами: «Справочная, будьте добры, скажите, пожалуйста, какой номер?..» 2. Звоните ли вы по частным делам знакомым на работу и по служебным делам домой? 3. Полагаете ли вы, что телефон соседей, знакомых, у которых вы находитесь, учреждения, куда вы пришли по делам, удобнее для пользования, чем телефон-автомат? 4. Любите ли вы друзьям, не узнавшим вашего голоса, устраивать веселую телефонную «угадайку» и развлекать их остроумными розыгрышами? 5. Считаете ли вы возможным заменять во всех случаях личную беседу телефонной: например, советоваться с учителем о воспитании сына, консультироваться с врачом? Если пять раз вы сказали «да», то на вопрос, умеете ли вы пользоваться телефоном, надо ответить «нет».