Типы предпринимателей

Специалисты-психологи, педагоги и практики в области бизнеса, и предпринимательской деятельности различают такие четыре основных типа (модели) предпринимателей:

Тип 1-й- персональный, или индивидуальный предприниматель, частный предприниматель, предпринимателъ-одиночка. Это такой тип предпринимателя, который стремится исключительно к личным достижениям. Как правило, это предприниматель, работающий в малом бизнесе и не обладающий (или обладающий, но не в ярко выраженной форме) качествами руководителя (менеджера).

К этому типу предпринимателей относятся люди, которым необходимо что-то производить и чего-то достигать, их главной целью является самореализация. Они, как правило, имеют хороший потенциальный шанс стать успешными предпринимателями. Однако часто их предпринимательский успех не является только результатом желания что-то производить и чего-либо достигать, то есть - не является только результатом их высоких амбиций.

Главным образом залог их успеха - стремление быть независимыми, самостоятельными, полагаться исключительно на свой талант предпринимателя и свои силы, максимально использовать для самореализации и самоутверждения гарантированные им обществом права, свободы, возможности, рыночные отношения, преимущества и ценности демократии и т.д. Это - классические предприниматели, которые получают удовольствие и глубокое удовлетворение от того, что работают самостоятельно (не ощущая на себе чужого давления) и на себя, что могут реализовать то, что сами запланировали, и оттого, что, в конце концов, достигают поставленную цель. Они тратят массу энергии для развития своих предприятий и компаний, много часов отдают работе (как правило, работают, не считаясь со временем). Им необходимо видеть результат своей работы, они любят планировать, ставить цели для будущих свершений и достижений. Они очень инициативны и преданы своим предприятиям (организациям, фирмам, компаниям). Они исключительно самостоятельны и верят в то, что «сами делают свою жизнь», контролируют ее благодаря своим собственным действиям. Они верят в то, что ими не руководят обстоятельства или действия других, что их работой руководят их же собственные цели, а не цели, поставленные кем-то другим. Они обычно достигают успеха, последовательно следуя по пути собственных достижений и побед: доводят до конца свои замыслы, «гасят пожары», преодолевают кризисы, стараются быть «хорошими во всем», берутся за большое количество дел.

В нашей жизни к такому типу предпринимателей можно отнести частных предпринимателей, «предпринимателей-челноков » (удовлетворяющих потребности рынка), небольшие семейные и малые предприятия.

Тип 2-й- суперпродавец. Этот тип предпринимателя, как правило, обладает даром и талантом «сочувствовать другим людям», переживать о них, стараясь помочь им всеми возможными путями. Обычно это предприниматель - посредник, не обладающий (или обладающий, но не в ярко выраженной форме) качествами руководителя (менеджера). Он может работать как по найму, так и самостоятельно (если сам является частным предпринимателем или предпринимателем-одиночкой). Сфера его деятельности - малый и средний, часто - крупный бизнес. Он является основой и эталоном эффективной торговли, ее движущей силой. Настоящий суперпродавец - это гений продаж.

Предприниматели этого типа хорошие психологи: они используют мягкий, ненавязчивый подход к потенциальному клиенту, стараются ему угодить, без насилия аккуратно и очень талантливо убеждая его в преимуществах предложенной продукции, подталкивая его к желанию купить предложенный суперпродавцом продукт как абсолютно необходимый для покупателя. Они обладают уникальным подходом к реализации продаж и осуществляют продажи потому, что их потребители (клиенты) хотят их как-то отблагодарить за оказанное им искреннее внимание и такт. Другими словами, клиенты покупают предложенную им продукцию (товар, услуги) в какой-то мере и потому, что хотят сделать суперпродавцу ответное одолжение. Суперпродавцы умело используют благодарность покупателей. Для суперпродавцов очень важны добрые взаимоотношения с покупателями, они любят социальные ситуации и общение с группами людей. Они любят общаться с покупателями и получают от этого удовольствие. Они считают, что именно продажи являются основной (очень важной или самой главной) целью как для их предприятия или компании, в которой они работают (как хозяева или по найму), так и для них самих.

Они рождены для торговли и осуществления продаж и ничего другого в жизни не умеют делать лучше этого. Для того чтобы достичь предпринимательского успеха, им нужно заниматься торговлей - идти по путипродаж, продавать как можно больше, как можно больше времени затрачивать на продажу. А для успешного ведения бизнеса в их собственном предприятии (фирме, компании) необходимо искать квалифицированного менеджера, который мог бы руководить сотрудниками и управлять делами.

В качестве примера суперпродавцов из нашей жизни можно привести рыночных торговцев, продавцов частных салонов и магазинов, рекламных агентов производственных предприятий, торговых, туристических, страховых, медицинских и других компаний и фирм. Обычно в народе прирожденных суперпродавцов называют «торгашами».

 

Тип 3-й- истинный (прирожденный, настоящий) менеджер. Предприниматели этого типа любят брать ответственность на себя, они преуспевают на корпоративных руководящих позициях, так как проявляют ярко выраженные качества лидера. Они всегда хотят быть первыми, поэтому любят бороться за первенство. Не боятся конкуренции, а наоборот, не мыслят себя вне конкурентной борьбы и сражаются только за первенство. Вся их жизнь - борьба с конкурентами и соперниками, цель их жизни - всегда побеждать и получать удовольствие от победы. Они, как правило, исключительно амбициозны, смелы и решительны, уважают и чтят заслуженный авторитет, поэтому ориентируются на тех (и открыты тем), кто имеет авторитет. Любят власть, любят руководить, любят принимать решения, имеющие общественный резонанс, любят действовать от имени общественности (ощущая себя частью всего сообщества). Часто они приходят в предпринимательство из крупных компаний.

Как предприниматели, они обычно становятся успешными маркетологами, частично управляя рыночным (маркетинговым) процессом. Однако чаще они достигают значительных успехов благодаря отменной организации торговли и продаж, хорошо разбираясь в торговле и являясь от природы хорошими продавцами. Они заставляют (провоцируют, уговаривают, принуждают, склоняют) потребителей к покупке, навязывают им свою продукцию, оказывают на покупателей давление и пресс, используя логику и силу убеждения. Таким образом, их агрессивный подход во многом отличается от мягкого, деликатного и ненавязчивого подхода суперпродавцов. Их внутренняя сила и уверенность управляют ростом предприятий (фирм, компаний). Часто им не нужен генеральный менеджер, так как они сами им являются. Их идеальный путь к успеху - это умелое управление средним или большим (крупным) бизнесом. Их главная задача - найти или самостоятельно начать достаточно большой бизнес (стать антрепренером), где бы востребовался и реализовался их управленческий талант.

В отличие от «лидеров-руководителей», у которых совсем отсутствуют (или имеются, но не ярко выраженные) задатки (врожденные качества, черты характера, наклонности, особенности психики и т.п.) предпринимателя, истинный (прирожденный, настоящий) менеджер является предпринимателем, обладающим ярко выраженными качествами руководителя (менеджера). Он относится к числу организаторов и руководителей среднего и большого (крупного) бизнеса. Различают и суперменеджеров - руководителей - организаторов предпринимательской деятельности высочайшей квалификации, самого высокого уровня управления, наделенных максимальными полномочиями. К ним относятся и так называемые главные исполнительные чиновники (ГИЧ) - менеджеры, организующие и руководящие производственной деятельностью предприятий, компаний и фирм, реализующие тактические задачи бизнеса.

В качестве примера к истинным (прирожденным, настоящим) менеджерам можно отнести организаторов и руководителей средних и больших (крупных) производственных (промышленно-индустриальных, сельскохозяйственных) и непроизводственных (сфера услуг, социальная сфера) предприятий. Суперменеджеры же руководят деятельностью транснациональных корпораций, международных компаний, гостиничных и туристических комплексов высших категорий и т.п.

Тип 4-й - генераторы великих идей. Они генерируют новые идеи, изобретают новые товары, находят новые ниши для бизнеса, развивают новые процессы. И вообще находят пути и возможности перегнать или переиграть (переплюнуть, опередить или передумать) конкурента. Они являются новаторами в истинном предпринимательском смысле. Их сильно увлекает мир идей. Несмотря на это, их энтузиазм может увести их в сторону от главной цели, и они могут потерпеть неудачу из-за того, что недостаточно просчитывают риск (положившись в основном на интуицию). Для того чтобы уравновесить (минимизировать) риск, к которому ведет этот энтузиазм, необходимо, в достаточной мере, серьезное (сконцентрированное) внимание и большая осторожность. Часто даже требуется внешняя помощь: кто-то должен их подстраховывать, сдерживать, помогать им быть внимательными и осторожными. Часто они бывают слишком идеалистичны и недостаточно практичны. По их мнению, идеальный для них путь к предпринимательскому успеху -генерировать новые идеи, продумывать пути, как преодолевать препятствия, успешно проходить через различные ситуации, иметь видение перспективы развития для своего дела и своей фирмы (другими словами - предвидеть будущее, т.е. быть «провидцем»).

Часто генераторы великих идей занимаются предпринимательством, связанным с высокими технологиями, новой техникой и изобретательством.

Как правило, генераторы великих идей являются антрепренерами и/или производителями материального или нематериального (сфера услуг) продукта, не обладающими (или обладающими, но в недостаточно ярко выраженной форме) качествами руководителя (менеджера). Среди них встречаются гении предпринимательского дела, незаурядные личности, продвигающие вперед научно-технический прогресс.

Отметим, что эти четыре типа (модели) личности предпринимателя далеко не однородны. Некоторые успешные предприниматели характеризуются одним из этих типов (моделей), в некоторых сочетаются несколько. Главное, если вы по своим характеристикам относитесь к какому-либо типу (модели) предпринимателя, вы добьетесь успеха, если только окажетесь именно в той ситуации, которая соответствует этому типу (этой модели) и в которой вы сможете реализовать себя, используя свои качества и свою силу (найдите эту ситуацию, и вы будете успешно работать!). Например, если вы суперпродавец, не тратьте много времени на сидение за столом, занимаясь административной работой (управлением). Если же вы генератор великих идей, не тратьте время на менеджмент, продажу и хозяйственные дела предприятия: занимайтесь тем, к чему у вас лежит душа и что у вас лучше получается - творчеством и новаторством. Чтобы иметь успех, личность предпринимателя и его поведение должны соответствовать друг другу. Другими словами: не переделывайте себя, будьте таким, какой вы есть и используйте свой тип модели (свои качества и свою силу), делая акцент в своей деятельности на свой тип модели: на свои сильные качества и свою внутреннюю силу.

Кроме этого, используя свои сильные стороны, вы должны блокировать и сглаживать свои слабые стороны. Если вы суперпродавец, который начал новый бизнес, вашей фирмой все равно нужно управлять, и кто-то должен осуществлять менеджмент ею. Если вы генератор идей, вашей фирме нужна система для того, чтобы довести их до рынка. Это - достаточно сложные проблемы.

Если в предпринимателе ярко присутствуют признаки более одного типа (модели) и он характеризуется двумя или более типами, то это - комплексный предприниматель. Как правило, наиболее известные успешные предприниматели обладают признаками сразу нескольких типов (моделей).

Дополнительно выделяют еще два ярко выраженных типа предпринимателей-интеллектуалов (конструкторов предпринимательского дела), относящиеся к генераторам великих идей. Это основатели нового бизнеса, которые «знают как», умеют и могут открыть (основать) новый бизнес, создать новые предприятия (фирмы) и тем самым организовать новые рабочие места. Им безразлично, в какой сфере деятельности начинать новое дело, им все равно это удается. Затем они набирают команду, подходящего менеджера и либо сами управляют новым бизнесом, либо продают (передают) этот бизнес (дело, предприятие, фирму) другим хозяевам (предпринимателям или менеджерам). Также к числу предпринимателей-интеллектуалов относятся и выдающиеся учителя основ предпринимательской деятельности - психологи и педагоги, имеющие практический опыт в области организации и ведения бизнеса и создавшие теоретические основы науки о предпринимательстве (такие, как Д.Кар-неги, Н.Хилл, Л.Б.Хельзел и др.).