Третье. СТАРАЙТЕСЬ ЗАРАЗИТЬ СВОИМ ЭНТУЗИАЗМОМ СЛУШАТЕЛЕЙ

В любом выступлении следует принимать во внимание три фактора: выступающего, речь или сообщение и аудиторию. Два первых правила, изложенные в этой главе, связаны с взаимоотношениями оратора и речи. До сих пор мы не рассматривали саму ситуацию выступления. Выступление как таковое имеет место, когда оратор произносит свою речь перед публикой. Речь может быть подготовленной, она может быть связана с предметом, который очень важен для выступающего. Но для полного успеха необходим еще один фактор. Оратор должен заставить слушателей проникнуться важностью темы. Тема должна быть увлекательной не только для самого оратора. Он должен суметь заставить публику увлечься ею, должен донести свой интерес до слушателей. Любой выдающийся оратор, оставивший след в истории ораторского искусства, обладал качествами торговца, Проповедника — словом, назовите это как хотите. Умелый оратор хочет, чтобы слушатели прониклись его чувствами, согласились с его точкой зрения, сделали то, что он считает правильным, насладились его опытом и пережили его вместе с ним. Хороший оратор всегда ориентирован на публику, а не на себя. Он знает, что секрет успеха или провала выступления совсем не в нем, — это решают умы и сердца его слушателей.

Я готовил группу банковских служащих для выступлений во время проведения кампании по экономическим реформам. Один из членов группы никак не мог справиться с аудиторией. Для того чтобы помочь этому человеку, я решил зародить в нем страстное желание пропагандировать основную идею кампании. Я велел ему отправляться домой, обдумать тему и размышлять над ней до тех пор, пока он не станет относиться к ней с энтузиазмом. Я напомнил ему, что нотариальные записи Нью-Йорка показывают, что 85 процентов людей после своей смерти не оставляют ничего и лишь 3,3 процента оставляют состояние, превышающее 10 000 долларов. Этому человеку нужно было постоянно помнить, что он не просит людей оказать ему услугу или сделать что-то, чего им делать не хочется. Он должен был сказать себе: «Я советую этим людям быть бережливее, чтобы у них была пища и кров в старости и чтобы их жены и дети после их смерти были обеспечены». Он должен был постоянно помнить, что выполняет важную социальную задачу. Короче говоря, я собирался сделать из него крестоносца.

Он обдумал все, что я ему сказал. Он прочувствовал мои слова. Он отнесся к ним с интересом, энтузиазмом и в конце концов понял, что должен выполнить свою миссию. И когда он произнес свою речь, каждое слово в ней звучало призывным набатом, потому что он был убежден в том, о чем говорил. Он продавал своим слушателям преимущества бережливости, потому что страстно хотел помочь этим людям. Он не был больше оратором, вооруженным, фактами. Он превратился в миссионера, обращающего в свою веру.

Одно время я полностью полагался на учебник красноречия и на правила публичного выступления. Причиной такого подхода стали дурные привычки, привитые мне моими учителями, которые не могли отвлечься от стереотипов и стандартов в ораторском искусстве.

Никогда не забуду свой первый урок красноречия. Мне велели свободно опустить руку, чтобы кисть была повернута назад, пальцы слегка сжаты, а большой палец должен был прикасаться к ноге. Меня тренировали поднимать руку картинным жестом, так, чтобы запястье описывало красивый полукруг, а затем раскрывать пальцы, начиная с указательного и кончая мизинцем. Когда все. эстетичные, красивые движения были выполнены, рука должна была завершить движение и снова свободно повиснуть вдоль ноги. Все это было на удивление надуманно и искусственно. В таком поведении не было ничего естественного и честного.

Мой преподаватель не пытался заставить меня вкладывать душу в свои выступления. Он не старался сделать так, чтобы я говорил, как нормальный человек, с жаром и энтузиазмом.

Сравните этот механистический подход с теми тремя правилами, которые мы с вами только что изучили. Именно эти правила стали основой моего подхода к ораторскому искусству. В этой книге вы еще не раз столкнетесь с ними. Следующие три главы разъяснят вам эти правила более детально.