Предприниматель (совсем не новичок в бизнесе) решил заняться оптовой торговлей листовым прокатом. Ситуация складывалась исключительно благоприятно. В регионе вот уже несколько месяцев чувствовалась острая нехватка металла. Цены, естественно, сразу взлетели, так что торговая наценка удвоилась. Кроме того, предпринимателю удалось установить очень хорошие отношения с заводом-изготовителем и войти в его перечень покупателей. Оценки показывали, что при продажах 20 вагонов в месяц доходы от этой торговли значительно превосходят доходы от основного бизнеса.
Дело оставалось за малым: найти инвестора, чтобы закупить 20 вагонов металла, привезти их и начать торговлю.
Иллюзия быстрых и больших доходов, конечно же, поставила прочный заслон любым мыслям о грустном. Не нужно быть пророком, чтобы понять, что в рыночной экономике дефицит металла не может существовать вечно и его обязательно, хоть с Луны, но привезут. Так и случилось. Когда деньги за первую партию металла за 45 дней до отгрузки были отправлены поставщику, в регион поступило большое количество металла, которое полностью покрыло дефицит. На Луну лететь не пришлось — товар поступил из Украины.
Цены на металл упали быстрее, чем взлетели. Иллюзорные доходы также быстро стали опускаться до реальных. Инвестор, само собой разумеется, ничего и слушать не желал. Оценки показывали, что после расчетов с инвестором оставшийся доход едва окупал пролитый пот. Фактически единственным выигрышным моментом остались надутые щеки, что ценилось предпринимателем, пожалуй, даже больше денег.
Другая грустная мысль состояло в том, что для мелких оптовиков продавать 1,5-2 вагона металла в месяц считалось совсем не плохо. Об этом думать совсем уж не хотелось, потому как сразу хотелось стать крупным торговцем. Ради этого все и затевалось.
Третья тема для печальных размышлений совсем в голову не шла. Оборудованного крытого склада для хранения металла не было, а металл завозился под зиму. Этот факт и не мог серьезно рассматриваться, так как все 20 вагонов должны были быть распроданы за месяц-два.
Наконец, предприниматель даже не озаботился выяснением, кто и в каком количестве будет покупать металл за деньги. Он придумал неплохую схему снабжения металлом заводов, с которыми имел дело по основному бизнесу. Те должны были за металл поставлять свою продукцию, которую предприниматель и собирался продавать. Все бы ничего, да у предпринимателя совсем выпало из головы, что такого количества продукции, которое он должен получить за металл, хватит примерно на год торговли. А рассчитываться с инвестором нужно очень быстро, чтобы он получил ожидаемый доход на инвестированный капитал. Если разложить планируемый доход инвестора хотя бы на полгода, то для него такие вложения становились бессмысленными.
В общем, куда ни кинь — везде клин.
Жажда предпринимателя быстро разбогатеть, т. е. сделать большой скачок и представить себя в глазах окружающих и партнеров гораздо более значительной фигурой, чем он был на самом деле, привели к полному фиаско.
Чтобы получить хоть какой-то доход, предприниматель все-таки решил поднять цены. Сразу же отпали многие потенциальные покупатели. Торговля пошла гораздо медленнее, чем ожидалось. Металл лежал под открытым небом и потихоньку ржавел. Бартер стал основным механизмом торговли. Поскольку такого количества товара, которое получалось по бартеру, никогда не продавалось, торговый запас на складе основной продукции все возрастал, но денег это не приносило.
Такая ситуация не была бы плохой, если бы инвестор постоянно не напоминал о возврате денег. Его тоже можно было понять. Хотя, с другой стороны, денег у него никто не вымогал, а он сам их отдал, чтобы очень хорошо заработать. Чтобы рассчитаться с инвестором, предпринимателю пришлось взять кредит в банке под 25% годовых, который никак не учитывался при первоначальных расчетах и который был «повешен» на основной бизнес. Вернуть кредит не удалось, и в течение нескольких лет предприниматель платил по нему проценты, которые в результате превысили весь доход от сделки. Созданный за счет бартера товарный запас только ухудшил положение основного бизнеса, потому что деньги приходилось платить за лежащий на складе медленно продающийся товар, а на закупку ходовых товаров их уже не хватало.
Все было бы совсем иначе, если бы предприниматель начал с 4-5 вагонов. Такие объемы действительно реально было продать. При разумных ценах были бы и деньги, и хорошо сработал бы бартер. Никаких кредитов брать не пришлось бы. Возможности для роста при выбранной схеме тоже были совсем неплохими. Даже при объеме продаж в 5 вагонов за три года было бы реализовано 180 вагонов металла, а при росте продаж и того больше. С необузданным воображением пришлось бы расстаться, зато в кармане появились бы реальные деньги.
Малые шаги позволили бы создать вполне рентабельный бизнес. Большой скачок погубил его навсегда.