Возможность наслаждаться жизнью

Мы хотим привести еще один пример того, как "работает" принцип самореализации талантливого человека, непременно приводя его к прибыли.

Тот из вас, наши внимательные читатели, кто интересуется модой, наверняка знает торговую марку "Кензо". Это не только элегантная одежда и изысканная парфюмерия. Каждый, кто хоть раз в жизни одевал костюм от Кензо или вдыхал аромат парфюма от него же, знает, что в нем заключена немногословная японская сила, покоряющая вас раз и навсегда. Но начиналось все больше тридцати лет тому назад, и совсем непросто.

Первая коллекция талантливого японского модельера Кензо Такада была показана в Париже более тридцати лет назад. В апреле 1970 года маленький французский магазинчик превратился в своеобразный "улей модников". Любители экзотики ломились на первый показ коллекции молодого японского модельера. Ажиотаж вокруг коллекции был нешуточный, но совершенно понятный. Ведь двери французской высокой моды всегда были закрыты для иностранцев. Кроме того, японец — внешне совсем мальчик (к тому же поговаривали, он пошел против воли родителей, чтобы стать кутюрье)... Все это делало предстоящее дефиле особенно захватывающим. Любопытствующая публика не обманулась в своих ожиданиях. Юный модельер не только поразил воображение парижан, но и с первого показа приобрел несколько преданных клиентов. Это была первая победа талантливого юноши, который строил свою карьеру "вопреки" собственной судьбе.

Кензо Такада родился в небольшом японском городке Иого в феврале 1939 года. Его отец содержал маленькую чайную, мать занималась домом. "Свой первый американский фильм я увидел десятилетним, — вспоминает Кензо, — и более всего меня поразила кровать. Я не видел ничего подобного." В семье, кроме него, росло еще шестеро детей, и малыш был полностью предоставлен себе. Больше всего он любил разглядывать модные журналы своих сестер и рисовать костюмы для бумажных кукол. Однако мечта Кензо поступить в знаменитый "Бунка Гакуен", где готовили модельеров, была более чем призрачна: мальчикам дорога туда была закрыта. Да и родители Кензо решительно воспротивились его выбору, пообещав поддержку лишь в случае, если он поступит в университет. Промаявшись семестр на факультете английской литературы, Кензо бросил учебу и, в пух и прах разругавшись с родителями, навсегда покинул родной город. Без средств, без связей, но твердо зная, чего хочет, он устремился в Токио, где первым делом нашел работу и поступил на заочные дизайнерские курсы. Непокорному сыну пришлось несладко. В магазине, куда он устроился приказчиком, платили семь долларов в месяц.

Однако удача любит тех, кто ее терпеливо ждет. В начале 50-х годов "Бунка" отменил абсурдное табу и стал общедоступным. В числе первых юношей туда поступил Кензо, за которым на первом же курсе закрепилась репутация одареннейшего из студентов. За три года обучения он одержал победу в нескольких дизайнерских конкурсах.

В 1963 году Кензо внезапно "разбогател". Городские власти приняли решение о переустройстве квартала, где находился дом молодого дизайнера, здание снесли, а Кензо получил компенсацию — 350 тысяч иен. Вместо того чтобы сразу же купить дом, Кензо решил потратить деньги на поездку в город своей мечты — Париж. И вовсе не ради собора Парижской Богоматери, а ради славы и международного признания. Он умел заглядывать за горизонт. Это путешествие определило всю его последующую жизнь и годы спустя отзывалось в каждой из его новых коллекций.

Его первые дни в Париже были настоящим кошмаром: одинокий, полуголодный, ни слова не говоривший на французском, он совершенно растерялся. Лишь через месяц ему удалось взять себя в руки, и, прихватив с собой последние этюды, он отправился к одному из столпов французского фэшн — Жюлю Феро. Тот сразу понял, с кем имеет дело, и, прикупив пяток из принесенных работ, рекомендовал удивительного японца редактору ЕПе. Это была очередная удача.

Познакомившись с представителями прессы, Кензо понял, что именно журналисты помогут ему разобраться в конъюнктуре французской моды и сведут с нужными людьми. Мнение, что Кензо — едва ли не первый в истории прет-а-порте персонаж, "раскрученный" при помощи PR-технологии, не лишено оснований: друзья-журналисты старались вовсю, продвигая его на авансцену парижского бомонда. Он же привлекал людей не только своим талантом, но и экзотической внешностью, умением дружить и нравиться окружающим. Он был гостем на всех дефиле, обзавелся связями среди гуру европейской моды и междуделом подсовывал им свои эскизы. В конце концов за ним стали охотиться владельцы известных бутиков и модных журналов.

После своего первого судьбоносного шоу 14 апреля 1970 года Кензо открывает бутик JungleJap. Слухи о маленьком магазинчике, доверху забитом яркими одеждами, мгновенно облетели весь Париж. Однако настоящая известность пришла к нему лишь после 1976 года, когда он зарегистрировал собственную марку и создал целое направление в европейской моде — "деструктивный кутюр". Далее все развивалось по нарастающей. Кензо открыл роскошный магазин в самом центре Парижа, на пляс Виктуар; в 1983 году создал свою первую мужскую коллекцию; запустил KenzoJeans, KenzoJunior, KenzoBedLinen, KenzoEnfant, KenzoBebe, KenzoCity, а также парфюмы. И так до 1990 года, ставшего поворотным в его судьбе. Тогда умер ближайший друг Кензо — Ксавье де Кастелла. У Кензо опустились руки, и его впервые посетила мысль о том, чтобы покинуть моду. Напряженно работая, он пытался побороть овладевшее им уныние, однако в 1993 году он не выдержал и сдался, согласившись на предложение концерна LVMH продать свою торговую марку. Так коллекция концерна LVHM, которому принадлежат такие марки, как "Диор", "Живанши", "Кристиан Лакруа", пополнилась еще одной — "Кензо".

В течение нескольких лет Кензо занимал пост арт-директора Дома моды своего имени и окончательно покинул моду лишь в 1999 году. Прощальный показ японского модельера проходил в зале, рассчитанном на три тысячи мест, и был настоящим триумфом. В первом ряду восседали короли мирового фэшн: Соня Рикель и Тьерри Мюглер, Иссей Мияке и Йоши Ямамото, Юбер Живанши и АззетдинАлайя. Кензо не только прощался с модой, но и праздновал 30-летие своего творчества. Среди восьмисот манекенщиц были женщины, ставшие друзьями модельера. На подиум даже вышла 80-летняя журналистка, которая первой в середине 60-х написала статью о никому неизвестном начинающем дизайнере.

Его дом на улице Бастилии, стоящий посреди вишневого сада, впечатляет масштабами и убранством. Площадью в тысячу квадратных метров, он доверху забит произведениями искусства всех времен и народов. Кто знает, если бы Кензо в свое время не рискнул, то жил бы сейчас в своем скромном японском доме стоимостью 350 тысяч иен и продолжал рисовать одежду для бумажных кукол. Но японцы умеют добиваться невозможного, так что имя Кензо теперь знает не только Париж, но и весь мир.

Рассказывая историю Кензо, мы ни словом не обмолвились о прибыли. Скрупулезный читатель может нас в этом упрекнуть, не так ли? Тем не менее вопрос о прибыли в рассказе о восхождении звезды Кензо на Олимп мировой моды, скорее, риторический. Продав свой брэнд и уйдя на покой, великий кутюрье может позволить себе отойти от модельного бизнеса, просто наслаждаясь жизнью. Такую возможность дает ему заработанная прибыль.