В последнее время европейский рынок электронной музыки переживает ощутимое перенасыщение материалом, и, главным образом, - низкокачественным.
Как ни печально, это происходит как по причине доступности электронных средств для звукозаписи, так и в немалой степени от нежелания потенциальных music-продюсеров самостоятельно делать звук. Посему, сегодня мы притронемся к основам саунд дизайна. Понятие sound design подразумевает под собой производство звуков «с нуля» посредством создания и обработки сигналов в синтезаторе.
В качестве подопытного я решил взять VSTi\Dxi синтезатор Vanguard от компании ReFX. Этот синтезатор позиционируется на рынке как эмулирующий «аналоговое» звучание, то есть, по своим характеристикам максимально приближенный к старым добрым железным синтезаторам. На момент выхода этой статьи последней версией синтезатора Vanguard является v.1.6.1, поэтому ее мы и будем рассматривать.
В первой части статьи мы ознакомимся с основными элементами синтезатора, а именно:
1. Общие настройки синтезатора
2. Осцилляторы
3. Низкочастотные осцилляторы и модуляция
4. Огибающие кривые
5. Фильтры
Блок общих настроек
Master Vol. - это, как несложно догадаться, уровень громкости на выходе синтезатора.MIDI - индикатор, показывающий о наличии сигнала на входе MIDI синтезатора.В зеленом окошке указано название пресета, загруженного в данный момент, а также основные характеристики данной настройки синтезатора (кол-во используемых осцилляторов, транс-гейт эффект, арпеджиатор, фильтр, используемые эффекты и другое).Кнопки со стрелками рядом с этим окошком позволяют переключаться между пресетами в данном банке. Также можно кликнуть правой кнопкой мышки по окошку, и получить развернутый список пресетов.
Следующие четыре кнопки предназначены для сохранения и загрузки как пресетов, так и банков.Кнопка FX позволяет включать/выключать эффект-секцию синтезатора, а кнопка Arp позволяет отключать арпеджио.Кнопка Setup отображает «заднюю» часть синтезатора, где можно найти информацию о производителе, номере версии, регистрационные данные, а так же настроить некоторые параметры работы синтезатора.Теперь перейдем к основной функциональной части синтезатора: осцилляторам, низкочастотным генераторам, и фильтрам.
Блок OSC
Сразу оговорюсь, что в Vanguard имеется несколько иная терминология относительно той, что используется в большинстве синтезаторов - я буду давать свои пояснения.Осциллятор - это основа основ, то, что генерирует звук в синтезаторе за счет частотной волны и ее характеристик.
Блок Osc - это блок осцилляторов.В Vanguard имеется три осциллятора с независимыми регуляторами (англ. - knob) уровня сигнала (vol), а также уровня смещения тональности, или, как еще принято это называть, - питча (semi).Также доступна 31 форма волны для каждого осциллятора - ее можно выбрать, кликнув по зеленому окошку возле соответствующего осциллятора.
Для трех осцилляторов предусмотрен регулятор смещения тональности голосов синтезатора. Как правило, он называется detune, но ReFX предпочли назвать этот эффект fat. И правда, можно сказать, что он определяет «жирность» звучания. К нему также подведен регулятор vcs (voices), который определяет количество голосов, задействованых ручкой fat. Замыкающим цепочку идет регулятор age - он определяет нестабильность частоты осцилляторов, то есть, чем выше его значение, тем больше будет колебание частот осцилляторов - им достигается «аналого-вость» звучания.
Еще в этом блоке имеется параметр retrig, который отвечает за то, чтобы фаза частоты звука считывалась каждый раз, когда проигрывается нота (думаю, это место вам понадобится, когда вы будете больше знать о синтезе звука).
Блок LFO
Дословно LFO расшифровывается как Low Frequency Oscillator - осциллятор (генератор) низких частот. В синтезе же он используется для модуляции звука, и отнюдь не для генерации его. Говоря простыми словами, он служит для того,чтобы по определенной кривой (синус, пила или другая) автоматизировать определенные параметры синтезатора.
Вернемся к нашим баранам.
Здесь имеются три низкочастотных осциллятора, переключение между ними осуществляется нажатием, соответственно, кнопок 1, 2 и 3. Хочу обратить ваше внимание на то, что каждый LFO жестко подключен к соответствующему осциллятору, и модулирует его параметры pitch (тональность) и pulsewidth (длительность импульса).
Регулятор speed устанавливает непосредственно частоту осциллятора в пределах от 0 до 60 герц. Detune - модулирует шаг генератора, отрицательные значения замедляют шаг, а положительные - увеличивают. Регулятор pwm отвечает за ширину импульса сигнала, а cutoff - изменяет частоту среза встроенного в него фильтра.
Блок FILTER
Говоря простым языком, фильтр - это эффект, позволяющий срезать определенные частоты звука. В Vanguard имеется 13 различных типов фильтров, включая стандартные низко- и высокочастотные фильтры, полосовые фильтры, а также их разновидности. Тип фильтра также выбирается кликом мыши по зеленому окошку.
Обозначение регуляторов следующее: cutoff - это непосредственно уровень частоты среза фильтра, reso (resonance) - резонанс, или искажение фильтра, keytrk (keytracking) - степень зависимости частоты среза фильтра от высоты взятой ноты, а veltrk (velocity tracking) - регулятор степени зависимости среза фильтра от динамики взятой ноты.
Блок ENV
Env - сокращение от слова envelope, что в данном случае означает
«огибающая кривая». Опять же, если говорить доступно - это та кривая, по которой звучит звук, то, как он начинается, звучит, и затухает.
В Vanguard имеются две огибающие. Они модулируют непосредственно форму звучания нот по известной схеме A.D.S.R (attack, decay, sustain и release). Соответственно названы и регуляторы - сокращениями. Параметр attack определяет, насколько резко будет играть нота (чем он больше, тем плавней будет появляться звук). Decay определяет время задержки наибольшего тона звука. Sustain определяет время продолжительности звучания, а release - время отпускания клавиши.
Но не менее важный момент - это способность огибающих модулировать параметры LFO. В таблице ниже указано, какой регулятор отвечает за модуляцию какой части LFO.
Envelope 1
level уровень LFO (волны)
pwm ширина импульса LFO (в случае, если в осцилляторе поставлена импульсная волна - pulse)
cutoff частота среза фильтра LFO
detune уровень «расстройки» LFO (detune
Envelope 2
reso резонанс фильтра LFO (reso)
pwm ширина импульса LFO (в случае, если в осцилляторе поставлена импульсная волна- pulse)
cutoff частота среза фильтра LFO
pitch шаг LFO (сдвиг волны по тональности)
Что ж, теперь мы знаем, «с чего начинается синтезатор». Существует масса литературы о типах синтеза, о том, какие волны какой эффект дают при наложении, вычитании или иных действиях. Продолжение статьи читайте в следующем номере. Да пребудет с вами синтез.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук с помощью электрического генератора звуковых волн (осциллятора). Желаемое звучание достигается изменением непосредственно электронного сигнала (в аналоговых синтезаторах), или же путем настройки свойств звука компьютером (в цифровых синтезаторах).
Осциллятор - от англ. oscillation, что означает «колебания». Это устройство, создающее звуковые колебания в виде волны определенной формы.
Пресет - это набор настроек синтезатора, при которых он воспроизводит определенный звук. Пресеты, как правило, собираются в банки пресетов, их можно самому создавать и сохранять.