Закрыть ☒

Второе. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРОИЗВОДИТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Прошу вас, пожалуйста, помните, что вы должны не только привлечь внимание аудитории, но и привлечь благожелательное внимание. Обратите внимание на то, что я говорю именно о благоприятном впечатлении. Ни один разумный человек не начнет выступления с оскорблений в адрес слушателей или с утверждения, которое, несомненно, вызовет протест и неприятие публики, восстановит' слушателей против оратора. Однако очень часто выступающие начинают речь с привлечения внимания совершенно неприемлемыми способами.

Не начинайте с извинений

Начинать выступление с извинения не следует. Как часто нам приходилось слушать ораторов, которые начинают привлекать внимание публики к тому, что они совершенно не готовы и не способны произнести речь. Если вы не готовы, слушатели поймут это и без ваших сообщений. Зачем оскорблять собравшихся тем, что вы не считаете их достойными подготовленного выступления и что, по вашему мнению, им вполне хватит и такого скороспелого выступления? Нет, мы не хотим слушать извинения, мы хотим получать информацию, и интересную информацию — помните об этом. Ваше вступление должно привлечь внимание слушателей. Вы должны сделать это в первом предложении. Не во втором. Не в третьем. В первом!

Не рассказывайте в начале выступления «смешных» историй

Вы, наверное, замечали, что я ни разу не обмолвился об очень популярном и любимом многими ораторами способе начала выступления: о так называемых «смешных» историях. По какой-то достойной сожаления причине оратор-новичок считает, что он просто обязан «оживить» свое выступление какой-нибудь шуткой. Он уверен, что мантия Марка Твена прекрасно будет смотреться на его плечах. Не впадайте в это заблуждение. Очень скоро, к своему глубокому разочарованию, вы обнаружите, что «смешная» история, рассказанная вами, прозвучит скорее скучно и плоско, чем смешно, — и кроме того, кое-кто из слушателей наверняка слышал ее раньше.

Чувство юмора — это бесценное качество для любого оратора. Выступление не должно начинаться или продолжаться тяжеловесно, слоноподобно и излишне грандиозно. Ни в коем случае. Если вы способны увлечь аудиторию каким-нибудь остроумным замечанием относительно местной ситуации, или чего-либо соответствующего случаю, или относительно выступления предыдущего оратора, обязательно сделайте это. Обратите внимание на какую-нибудь нелепость. Преувеличьте ее. Такой тип юмора гораздо более привлекателен для слушателей, чем избитые истории про Пэта и Майка, про тещу или собаку, потому что он уместен и оригинален.

Легче всего создать непринужденную атмосферу, посмеявшись над самим собой. Расскажите какой-нибудь случай из собственной жизни, когда вы попали в смешную и неудобную ситуацию. В этом заключена сама суть юмора. Джек Бенни использовал этот прием годами. Он был одним из наших первых радиокомиков, который смеялся над собой. Делая себя объектом собственных шуток, издеваясь над своим неумением играть на скрипке, над своей неловкостью, даже над своим возрастом, Джек Бенни открыл неисчерпаемую жилу юмора, что помогло ему долгие годы сохранять высокий рейтинг.

Публика откроет свои сердца и свои умы человеку, который способен возвысить слушателей, принизив самого себя, рассказывая о каком-нибудь неловком случае из собственной жизни, в юмористическом ключе, разумеется. С другой стороны, если вы предстанете перед аудиторией «застегнутым на все пуговицы», будете изображать эксперта, знающего ответы на все вопросы, то слушатели останутся холодными и невосприимчивыми.