Для посещения большинства стран необходимо приобрести медицинскую страховку, без нее обычно невозможно оформить соответствующую визу. Но даже при отсутствии такого требования в принимающей стране желательно иметь страховку, так как наш обычный полис обязательного медицинского страхования никакой силы за пределами страны не имеет.
Другое дело, если у вас есть полис добровольного медицинского страхования. В этом случае есть довольно большая вероятность, что вас обслужат и по своему полису - большинство крупных страховых компаний имеет своих представителей за рубежом. Уточнить этот момент можно у оператора страховой компании.
В большинстве других случаев для оформления полиса не придется предпринимать никаких специальных мер - страховку оформляют автоматически вместе с туром в туристическом агентстве. Если же по тем или иным причинам полис приходится оформлять самостоятельно, то лучше выбрать одну из уже зарекомендовавших себя страховых компаний.
Каким бы образом вы не получили медицинскую страховку, необходимо очень внимательно изучить в ней следующие пункты:
- Сумма расходов, которые покрывает страховка (для развитых стран страховка должна быть не менее 30 000 евро)
- Пакет услуг, предоставляемых компанией (как правило, страховка включает в себя экстренные случаи, травмы, стационарное лечение в сложных случаях, но может не включать услуги стоматолога, лечение солнечных ожогов, случаи, связанные с беременностью и родами и т.п.). В некоторых ситуациях лучше оплатить расширенную страховку - она может оказаться полезной для людей, выезжающих за границу для занятия экстремальными видами спорта (скалолазание, горные лыжи и т.п.).
- Существует такое понятие, как франшиза. Обычно это некая сумма денег (не больше 100 евро), которую страховка не покрывает - она начинает покрывать лечение только сверх этой суммы. Таким образом страховые компании избегают необоснованных обращений за медицинской помощью. Купить франшизу в Москве довольно просто.
- Некоторые компании практикуют следующее: при недорогих страховых случаях они просят оплатить медицинскую помощь самостоятельно, а при прибытии в Россию получить соответствующую компенсацию. Это может быть сделано для уменьшения косвенных расходов фирмы. Так или иначе этот момент тоже стоит прояснить заранее.
По всем спорным вопросам следует обращаться по телефону, указанному в страховом полисе. Туда же следует звонить в первую очередь, если вам потребовалась медицинская помощь. Важно запомнить такой факт: бесплатная помощь вам может быть гарантирована только при соблюдении данного алгоритма. Если вместо этого обратиться на ресепшен отеля или частным образом позвонить в госпиталь, скорее всего, за оказанную помощь придется платить наличными.
Впрочем, шанс вернуть деньги все же есть. Для этого нужно взять все счета и документы из больницы и попытаться договориться обуплате компенсации у страховой компании в России. После рассмотрения дела вам или оплатят эти счета, или дадут аргументированный отказ в течение 14 дней. Для получения компенсации страховая компания потребует предоставить оригиналы следующих документов:
- Счета из больницы с указанием ФИО и даты рождения человека, которому потребовалась медицинская помощь. В документе должен быть указан диагноз на одном из международных языков (английский, французский и т.п.) и обязательно на латинском. Также в документах должны быть отмечены перечень оказанных медицинских услуг, их стоимость и даты проведения.
- Рецепты из аптек с указанием ФИО пациента, даты и с прикреплением к счетам.
- Квитанции на транспортные и другие расходы.
Итак, вы позвонили диспетчеру по телефону указанному в страховке. Вам ответят по-русски (что уже немало!), и притом диспетчер чаще всего имеет высшее медицинское образование. Дальнейшие действия будет координировать именно он. Если в стране существует амбулаторная помощь на дому, то диспетчер вызовет врача на дом, если же это невозможно, то больного доставят до больницы или на такси, или в карете скорой помощи.
Далее - по обстоятельствам. Главное - строго соблюдать инструкции диспетчера. Если он назвал фамилию врача, к которому вам необходимо попасть, это значит, что страховка оплатит посещение именно этого врача. Все прочие рекомендации обслуживающего персонала лучше игнорировать - часто такие советы дают люди материально заинтересованные в том, чтобы вы попали к этому врачу, а значит, скорее всего, придется платить наличными.
Для получения экстренной помощи туристу следует всегда иметь при себе два документа -загранпаспорт и оформленную медицинскую страховку. Если при этом следовать инструкции диспетчера страховой компании, то никаких проблем с получением медицинской помощи за границей возникать не должно. В противном случае вы имеете право обратиться в суд с целью возмещения нанесенного ущерба. Тем не менее для подстраховки всегда лучше иметь некую неприкосновенную сумму наличных для получения медицинской помощи, так как ответ из сервисного центра может занять некоторое время, которого может просто не оказаться.