Следующий закон – это закон ожидания. Это очень важный принцип, согласно которому, если мы уверенно ожидаем чего-либо, оно непременно с нами произойдет. Мы выступаем в роли предсказателей, убеждая себя, что все пойдет именно этим, а не иным путем.
Преуспевающие люди всегда склонялись к уверенности в благоприятном исходе дел, тем самым подготавливая почву для этого успеха. Люди, недовольные своей жизнью, ожидают лишь худшего и в большинстве случаев получают его.
Закон ожидания применим ко многим сферам. Возьмем, к примеру, экономику. Всем известно, что экономическое развитие страны через несколько лет можно предугадать уже сейчас, т.к. оно напрямую зависит от ожидания основных субъектов экономики. Если ожидается более высокий уровень инфляции, люди поднимают цены, требуют повышения заработной платы. Впоследствии, когда уровень инфляции растет, для многих это уже не является неожиданностью. Ожидание оказывает сильное влияние на наши отношения с другими людьми. От ожидания во многом зависит, чего мы сможем достичь в жизни.
Профессор Роберт Роллсон, работающий в Гарвардском университете провел около трехсот исследований, изучая теорию ожидания. Чтобы проверить влияние ожидания, основанного на ложной информации, после многих лет подготовки и изучения он провел свой знаменитый эксперимент, который состоялся в конце 60-х в районе залива Сан-Франциско. Данный эксперимент иногда используется в современном образовании. Многие пытались повторить его, изучить его действие в разных областях и каждый раз результат был одинаковым.
В начале учебного года директор школы пригласил троих учителей к себе в кабинет. Он объявил им, что результаты их работы за предыдущие годы показывают, что они являются лучшими учителями школы. В качестве награды за успехи, каждому из учителей сформировали класс, состоящий из тридцати лучших учеников школы с лучшими показателями коэффициента интеллекта, чтобы в течение года работать с этими учениками. Учителя не должны были рассказывать студентам, что их тщательно отбирали из всей школы, чтобы не сложилось мнение, будто другие классы слабее, менее способны. Об этом нельзя было информировать и родителей, чтобы избежать конфликтов с ними. Директор объявил, что хочет, чтобы учителя работали с этими классами, используя свои привычные методики, привычные материалы и сообщил, что ожидает впечатляющих результатов в конце года. И действительности результаты летних экзаменов показали, что эти три класса были лучшими не только в школе, но и среди всех школ района. Их отметки были на 20-30% выше, чем у многих других учеников.
В конце года директор вновь собрал трех учителей у себя в кабинете, чтобы поздравить их с успехом. Каждый из учителей сказал, что этот год был лучшим годом работы, т.к. ученики были очень мотивированными, легко обучаемыми и очень способными. После этого директор открыл учителям, что это было экспериментом. В реальности, руководство школы не знало уровня коэффициента интеллекта тех 90-а учеников, их отобрали совершенно случайно. Пораженные данным открытием учителя, попытались объяснить успех тем, что причина была не в учениках, а должно быть она была в них, лучших учителях школы. После этого директор открыл еще один секрет, он просто выбрал трех первых учителей по списку. Это называют двойным слепым экспериментом.