Предисловие
Сын Филиппа II Македонского и своенравной царицы Олимпиады- молодой Александр, с 20 лет начал свои победоносные войны. Он словно смерч пронесся по землям Древней Греции, вторгся в Малую, Переднюю, Среднюю Азии, Египет, дойдя до Пакистана и севера Индий. Но все же, все мы знаем, что главной битвой его жизни надо признать битву при Гавгамелах на землях Месопотамии. После этого легендарного сражения древности, парсомедийский царь Дарии окончательно теряет право называться “царем Азии”.
Александр Македонский, битва при Гавгамелах. Картина современного художника(из ОИ)Начинается 7 лет правления Великого Александра Македонского, а после его кончины гигантская империя будет поделена между его ближайшим окружением.
Самый крупный “кусок” империи достается его верному телохранителю и полководцу, храброму диадоху- Селевку I Никатору. Именно с него начинается династия Селевкидов. Новоиспеченный царь-диадох, ещё при жизни Великого Александра, берет себе в жены Апаму- дочь Артабаза, внучку Фарнабаза- сатрапов Фригии и Бактрии, парсомидийцев по происхождению. У Селевка и Апамы рождается будущий правитель империи Антиох I Сотер, то есть в его жилах уже текла греко-ирано-курдская кровь. Именно при нём империя Селевкидов достигает своего могущества- вся азиатская часть империи Великого Александра находилась в их полной власти: усмирены диодохи Фригии, Мидий и Парфии.
Но сегодня, нам интересна та часть империи, которую называли Великой Арменией и царством Софены. Если коротко, то к моменту началу знаменитого похода Александра в Азию, у власти в Армении была династия Ервандидов, родственников и сатрапов персомидийцев Ахеменидов. Ервандиды или по-гречески Оронты, были полностью подчиненных власти персидских монархов, иногда, временами, при дворцовых интригах Ахеменидов, проявляли значительную степень независимости от центра.
Так вот, к 331 году до н.э., к моменту великого сражения при Гавгамелах, возникла очень интересная ситуация: сатрап Армении Ерванд II был в рядах армии Ахеменидов, но его родной сын и наследник Михран- встал в ряды армии Александра. Итог противостояния между Александром и Дарием, привел к власти над армянской сатрапией Михрана, а участью отца - стала смерть на поле брани.
Мы видим, что Армения, как сатрапия, перешла из под власти Ахеменидов к Македонскому, а после его смерти к правителям Селевкидской империи. Так продолжалось до времени начала правления селевкидского царя Антиоха III Великого. При его правлении был предпринят, так называемый “Восточный поход”- он был необходим для обуздания восставших Парфии и Бактрии. Результат был впечатляющим для селевкидов, перед Антиохом Великим капитулировали все.
Антиох III Великий, диадох, царь селевкидов. Картина современного художника(из ОИ)Что касается Армении, то и в этой сатрапии Селевкидов не всё было спокойно, так как царь армянской сатрапии Аршам из рода Ервандидов, давно пытался заполучить независимость, но на открытое противостояние с империей не решался. Однако, о его планах уже был хорошо осведомлён Антиох, и, царь-диадох не хотел дожидаться очередного непокорного сатрапа, а позже восстания. И поэтому во время правления в Армении сына Аршама- Ерванда(Оронта IV), селевкидский царь поддержит восстания против Ервандидов. Во главе восстания встанут два полководца при селевкидском дворе: Арташес и Зариандр. Откуда же мог знать Антиох III, что приведёт к власти тех, кто сделает из сатрапии империю?
Артаксии и Зариадр..
“…Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадра”(Страбон, XI,XIV,5).
Здесь надо уточнить, что под Артаксием, Страбон имел ввиду Арташеса Благого, а под Зариадром его отца или дядю Зареха. Именно с этих исторических персонажей начинается история Великой Армении, о которую сломано так много копии. Но сейчас мне бы хотелось раскрыть тему их происхождения.
По сведениям Страбона, правитель Софены Артан (по Стефану Византийскому Арсак), был потомок Зариадра (Страбон. IV,14,8). Эти исторические свидетельства древнегреческих авторов нашли своё археологическое подтверждение: у озера Севан были найдены три межевых камня(Дьяконов И. М., Старкова К. Б. Надписи Артаксия (Арташеса I), царя Армении. Вестник древней истории. Москва, 1955. №2. С. 168).
Предположительно, надписи на камнях были сделаны арамейским письмом, и произносились следующим образом: “’rthšsy MLK BR ZY zrytr rwndkn”. Перевод этой надписи мы можем сделать благодаря знанию курдского языка, который сохранил в себе множество элементов древнемидийского и авестийского. Приступим:
’rthšsy- Артаксии(Арташес)
MLK - Мелик(по-арамейски ЦАРЬ)
BR- брат
ZY - на современного курдском zi, za или zy означает “рожденный”. А если слово “ZY” используется в качестве второго, дополнительного слова, то значение может быть “дитя, потомок, произошедший от”.
Так и сейчас в курдском языке племянников по отцовской линии называют bira zi(от брат по отцу), по матери — xar zi (от xal-дядя, брат матери)
zrytr- Зариадр;
rwndkn- можно прочитать как rewandkan (rawandkan, rewendkan). Судя по ирано-курдскому суффиксу принадлежности an, kan, речь идет о принадлежности к роду (клану, племени) Rewend. Данный этноним и топоним встречается у курдов и по сей день: в Восточном(иранском) Курдистане есть селение с названием “Ревандуз”, у горы Масис(Арарат) есть курдское село Тахте-Раван, в Южном(иракском) Курдистане имеется область “Ревандуз”, в средние века в близи Двина существовала мощная курдская племенная конфедерация Ревандуз(по книге Шараф-хан Бидлиси) и т.д..
Итак, подведем итог нашего перевода: “Царь Артаксии(Арташес) племянник(по отцу) Зариадра из рода(племени) Реванд”
Арташес I Благой- основатель династии Арташесидов, создатель "Великой Армении". Картина современного художника(из ОИ)Мне кажется, что стоит поговорить о том, что мы знаем о Зариандре. Сразу скажу, знаем мало, но поговорить надо. Что касается имени Зариандр(Зарех)- этот антропоним без сомнения имеет ирано-курдское происхождение. Имя Зариадра и его различные варианты широко распространены в современном курдском обществе, например: Zardar, Zardan, Zardıl, Zaragr. На древнекурдском (авестийском, мидийском) – Zararnya. Zar/zerи на курдском и сегодня означает золото; а слово dıl– на курдском языке означает «сердце», поэтому имя Зариадра можно перевести, как «Золотое сердце». Ещё один вариант перевода на курдский имени Зордар- «Властный».
В одном из вариантов у Х. Митленского имя полководца произносится как «Заривари». Что на современном курдском языке означает “Златородный”.
Этот же античный автор, Харес Митленский- писатель конца IVв. до н.э., излагающий предание о Виштаспе и его брате Зариадра (Заривари), нашедшей свое отражение также и в «Шахнамэ» Фирдоуси и известное уже составителям Авесты, называет Виштаспу (Hustaspes) царем «Мидии и нижней страны».
В своей десятой книге «Истории Александра, Харес рассказывает, что "У Гистаспа был младший брат Зариадр; туземцы говорят о них, что они родились от Афродиты и Адониса. Гистасп владел Мидией и нижней страной, а Зариадр областью, лежащей выше Каспийских ворот до Танаиса". Все это нам даёт право утвердится в том, что ещё в доперсидское время имя Зариандр было распространено у мидийской знати..
М. Хоренаци о том, как Арташес стал царем и кем он был...
А сейчас мы перейдём к более подробному описанию того, как все происходило: имею в виду захват Армении Арташесом I Благим и его войну с Ервандом(Оронтом)IV. Здесь мы будем опираться на труды известного историка и автора всеобъемлющей “Истории Армении” Мовсеса Хоренаци.
По Хоренскому, когда Ерванд IV узнает о готовящемся против него заговоре и восстании, посылает письмо царю Персии, приютившему Арташеса-кандидата на престол Армении. Здесь, конечно, необходимо отметить, что адресатом этого письма мог быть селевкидский царь Антиох(имевший также парсо-медийское происхождение со времен Селевка I) или же царь от селевкидов в персидской сатрапии(как известно, диадохи, ещё со времен Александра часто оставляли руководить сатрапиями людей из местной знати).
“Единокровник ты мой и сородич! Зачем ты вскармливаешь против меня и моего царства мара Арташеса…. зачем трудишься попусту? Ведь, обманутый кормилицей, ты вскармливаешь против меня отродье мара.”(“История Армении”, М.Хоренаци)
Мар- древнеперсидский этноним обозначающий мидиец. Широко использовался вплоть до второй половины XX века по отношению к потомкам мидийцев- курдам.
Когда Ерванд IV не получил ответа, который бы его успокойл, он начинает подготовку к грядущей битве за царство. Страшась за свой престол и жизнь, он начал собирать войнов со всей Армении, Иверии, Месопотамии. Главным аргументом для сбора армии Ерванд выбрал подкуп и обещания высоких чинов при нём.
Таким способом ему удаётся привлечь на свою сторону и храброго мидийского нахарара Аргама из рода Мурацеанов прямых потомков Аджахака(последнего мидийского царя Астиага) с его пехотинцами-копьеносцами. Все уговоры Ерванда приводили ещё к одному результату: подчиненные стали понимать, что щедрые дары взамен преданности, накануне сражения, говорят о слабости повелителя и неуверенности в своих силах. А как известно, слабость проявленная на Востоке-всегда обходится очень дорого.
Под началом Арташеса, с помощью селевкидского царя Антиоха III, удаётся собрать огромное войско, набранное на землях персидской и мидийской сатрапии. Но, Арташеса не беспокоила вражеская армия Ерванда, его тревожил только один мидиец Аргам с его отборными пехотинцами, которые могли во время боя склонить чашу весов в сторону Ерванида, и, поэтому Арташес посылает гонцов к храброму Аргаму. В результате тайных переговоров, Арташес заручается поддержкой Мурацеанов, при этом пообещав им всевозможные почести и награды.
И вот наступает день сражения.
Аргам и его копьеносцы отходят в сторону от основных сил Оронта IV- дав понять, что сегодня они биться не будут. Увидев это многие из армии Ерванда IV дрогнули, но по приказу царя всё равно пошли в наступление. Армия Арташеса отбивала одну атаку за другой, через некоторое время армия мятежника Арташеса начинают свою атаку. Отбрасывая и обращая в бегство армию Ерванидов: иверы, кесарийцы и прочие оставляли поле брани, а за ними по пятам шли бесстрашные войны Арташеса. Еле уцелел сам Ерванд IV- он отступил к своей столице Ервандашат.
Еравнд IV(Оронт), спасается бегством... Копия гравюры Иосифа Роттера. Картина современного художника(из ОИ)“Тем временем войска маров, передвинувшиеся в место расположения ервандовой рати, с наступлением сумерек разбили лагерь на трупах, а Арташес, подъехав к шатру, сооруженному Ервандом, со стенками из кожи и полотна, спешился и провел ту ночь под его сенью. С наступлением же рассвета он на правах победителя повелел похоронить убитых и нарек долину, где он разбил лагерь над трупами “Марац марг”, место же сражения «Ервандаван», как оно называется и поныне и означает, что в этом месте он одолел Ерванда.”(“История Армении”, М.Хоренаци)
В этой цитате, из значимого труда древности, стоит заметить то, кем представлены войска Арташеса: его соплеменниками, “тем временем войска маров”(мары-мидийцы).
Переходим к топонимам из этого фрагмента.. Современные “толкователи” текстов толкуют топонимы “Марац марг”, как “грядка мидийцев”, а “Ервандаван”, как “разгром Ерванда”.
Обратите внимание: Нежный повар или "шел себе -никого не трогал...".
Но если переводить с курдского(наследника мидийского), то “марг”(курд. merg)- луг, то есть “мидийский луг”.Переходим к топониму "Ервандаван".. В курдском языке есть несколько тысячь слов с суффиксом “VAN” и если применить его по отношению к действию, то мы получим профессию, например: шван(пастух), нечирван(охотник), бериван(доярка), джардаван(охранник), пешкешван(ведущий) и т.д.. Но если применить к местности, городу или селу, то мы получим Нахичевань, Ереван, Ван и т.д., то есть суффикс “VAN” в слове “Ервандаван” означает "место Ерванда" . Однако и современная трактовка “разгром Ерванда”, то же можно трактовать с позиции знания курдского языка так как слово “проиграть”, “проигрывающий”, “проигрыш” переводится на курдский, как “windakirin”, “windabun” и т.д.. Но как по мне, первый вариант лучше.
Как мы видим Арташес не скрывал своего мидийского(курдского) происхождения- называя даже луга соответственно происхождению своему и людей к себе приближенных. Далее он со своим войском бросился в погоню за беглым царем-наместников Армении Ервандом. И подходя к дастакерту Ерванда, сделал следующие:
“ Затем он отбыл в город Ерванда. Еще до полудня достигнув дастакерта Ерванда, он приказал войску кричать «Мар амат», что в переводе означает “Мар пришел”...”(“История Армении”, М.Хоренаци)
То есть по приближению к столице Армении, его воиско скандировало “Мидиец пришёл”. Комментарии излишне на мой взгляд, Арташес сделал всё чтобы заявить о себе как о мидийце(курде)..
После своего воцарения, Арташес вторым человеком в своём новом государстве делает ещё одного мидийца- Аргама из потомков Аджахака(Астиага-последнего мидийского царя):
“ храброму и почтенному мужу Аргаму он жалует обещанный второй престол, усыпанный яхонтами венец, пару серег для ушей, красную обувь для одной ноги, право пользоваться золотой ложкой и вилкой и пить из золотых кубков.”(“История Армении”, М.Хоренаци)
Так и приходит к власти над всей Арменией Благой Арташес и его родственник Зариадр, пожелавший объединить с ним не только войска, но и земли.
О жене...
Также хотелось бы поведать Вам историю о том, как юный Арташес себе в жены аланскую принцессу взял.
Во время его царства с севера на арташесовы земли напали полчища аланов. Храбрый Арташес отбил все атаки несметных орд. В одной из таких схваток он даже пленил аланского престолонаследника.
Прознав о случившимся аланский царь запросил мира на условиях Арташеса, и только одно просил взамен: вернуть ему его сына. Но Арташес не желает выдавать пленного отцу, и тогда:
«К тебе обращаюсь, доблестный муж Арташес,
Победившему храбрый народ аланов;
Согласисись-ка ты с моими, дивноокой дочери аланов, словами
И выдай юношу. Ибо не подобает
Благородным героям из одной только вражды
Отнимать жизнь у потомков других богородных героев,
Или, поработив, ,держать их в разряде невольников
И насаждать вечную вражду между двумя храбрыми народами.”(“История Армении”,М.Хоренаци)
Арташес завидев прекрасную аланскую принцессу Сатеник на другом берегу реки- изумился её красоте и дерзости речей. И взяв паузу предложил мир и свободу пленному, но только при условий, что аланская принцесса отныне будет его царицей. На что аланский царь язвительно заметил, что выкуп ее будет стоить много золота.. Не терпевший издевательств мидиец сделал следующее:
«Храбрый царь Арташес вскочил на красавца вороного
И, вынув аркан из красной кожи с золотым кольцом,
Подобно быстрокрылому орлу устремился через реку,
И, бросив аркан из красной кожи с золотым кольцом,
Обхватил стан аланской царевны
И, причинив сильную боль спине нежной девы,
Быстро доставил ее в свой лагерь.”...("История Армении", М.Хоренаци)Знакомство царя-мидийца и принцессы Аланской. Картина современного художника(из ОИ)
Так, мидиец Арташес и аланка Сатеник дадут начало династии Арташесидов. У них родится два сына: Артавазд и Тиран(Тигран I), а Тиран станет отцом другому Великому мидийцу-царю Армении, Тиграну II, которому удастся превзойти своего благородного деда и основателя новой царской династии. Факт: Тигран Великий зная о своих мидийских(авестинских) корнях назовёт свою дочь Ариаза. Помните слово "ЗА" или "ЗИ", мы его разбирали в начале публикации, и переводится оно "рожденный(ая)". То есть имя дочери Тиграна переводится, как "Дочь Ария" или "Дочь Иранца".
Но это все в грядущем, ну а пока Арташес узнает о сокрушительном поражении своего сюзерена Антиоха III Великого от Римских легионов. Это случилось при Магнезии в 190 году до н.э..
После этого, Арташес отложится от селевкидов, провозгласся свою независимость. За время своего царства мидиец Арташес, согласно Страбону, совершит походы на север, юг, восток и Селевкию, и каждый из них, он увековечит в истории своими победами, попутно расширяя границы Армении. Он построит новую столицу своего царства и как водится назовет её Арташат, по мнению некоторых историков, эту столицу для него построит скрывающийся от Рима, великий карфагенский полководец Ганнибал Барка. Кроме этого Арташес основал несколько городов, названных в честь отца(дяди). Таких как Заришат и Зарехаван.
Карта Великой и Тиграновой Армении. Картина из ОИ.Заключение:
"Весь исламский мир и иранский народ являются должниками курдов, которые много сделали для торжества ислама и процветания иранского государства". Мохаммад Хатами - президент Исламской республики Иран в 1997-2005 гг.
Когда мне впервые довелось прочитать эту цитату, произнесенную руководителем страны, которая с момента своего создания и по сегодняшний день угнетает курдов, как на своей земле, так и в соседних странах- у меня возникло острое желание изучить историю курдов. Ведь если противники курдской идентичности произносят подобное- значит курды один из самых исторически недооцененных народов мира! И это надо исправлять.
Что касается сегодняшней темы: думается мне удалось аргументировано доказать два факта: династия Арташесидов мидийская(курдская), и, второе, Армения, имею в виду древнюю, Великую, арташесидову Армению ошибочно связывать с современным топонимом Армения и её производными этнонимами. Армения, по свидетельству Страбона, быстро разрослась за счет областей, населённых мидийцами, иберами, халибами, моссинойками, катаонами и сирийцами.Так как на территории Великой Армении проживало такое множество народов и племён, считаю что монополизировать историю этого древнего государственного образования в пользу определенных этнических групп современности- контрпродуктивно! А вот установлением происхождения Великих династии можно и нужно заниматься, так именно вокруг этих личностей и крутилась та историю, которую мы по прошествию тысячелетии пытаемся разгадать. Однако, даже не имея огромных исторических институтов, господдержки и аппаратов пропаганды, клепающих лженаучные выводы пачками, мы с Вами видим какую огромную роль в становлении этого и других Ирано-Курдских государств имели медийские (курдские) правители и династии. Ведь на смену Арташесидам придёт другая, набравшая силы мидийская династия Аршакидов, но об этом в следующий раз.
У меня нет цели, тем более желания обидеть хоть кого-либо этими выводами, но правда дороже! Армения во времена правления великих и древних династии это не национальное государство, это регион древнего Мира, такой же, как Парфия, Согдиана, Бактрия, Ария и прочие. Вы просто представьте, если бы сегодня были такие государства, как Парфия или Мидия и они были бы очень малы, но при этом регулярно заявляли, что их страны имеют права на территории когда то занимаемые одноимёнными могущественными империями.. И если, кто то сейчас подумал, что этот камень брошен в сторону только одной страны Закавказья, скажу сразу- на Юге Кавказа есть ещё не одно такое государство.
И последние, по поводу М. Хоренаци, кому то может показаться странным, что историю самой могущественной армянской династии в истории, автор в своих текстах показывает нам читателям, как рассказ о мидийской династии. И вправду, сейчас бы М. Хоренаци назвали бы до мозга костей патриотом, который в пылу гипертрофированной национальной гордости написал бы все, кроме подробностей о их мидийских корнях, названиях мест сражении и выкриков при взятии страны(см.выше). Так-то оно так, но это если не знать того, кто был меценатом и заказчиком сего труда. А им стал никто иной, как знаменитый и влиятельный князь Сахак из славного рода Багратуни. Того самого рода Смбата и его братьев, которые ещё во времена легендарных царей пришли с территории Месопотамии и были иудеями. Однако, мало кто хочет заметить, что иудей и еврей это не одно и тоже. Тем более иудей пришедший с территории Загроса и Адиабены(Южный и Восточный Курдистан, сегодня). Ведь и сегодня среди курдов насчитывается порядка 300 тысяч иудеев, один из них возглавляет Израильский парламент в сегодняшние дни. Почему я решил, что род Багратуни были ни кем иными как мидийцами отвернувшимися от Зороастризма и принявших Иудаизм, так Вы прочтите обращение М. Хоренаци к Сахаку Багратуни :
" Что за (странное) влечение у тебя к мерзостным и нелепым легендах оБюраспи Аждахаке? Или ради чего ты занимаешь нас несуразными н нескладными персидскими былинами, а лучше сказать небылицами о первом неблагом его благодеянии, о служении ему демонов, о невозможности совратить совращенного и лживого, о целовании плеч и нарождении из них драконов, а далее об умножении зла и истреблении людей на потребу чрева? И еще о некоем Хрудене, который связал его медными путали и отвел на гору по названию Дембавнд. И о том, как Хруден по дороге задремал, а Бюрасли потащил его на холм, и как тот проснулся и отвел его в какик-то горные пещеры и заковал, а сам стал перед ним статуей, ужасаясь которой, Бюраспи покорился оковам и не может выйти и опустошить землю.
М. Хоренаци продолжил..
Что за нужда тебе в этих вздорных легендах, или же на что тебе эти бессмысленные и бездарные словосочетания? Разве это греческие легенды, изящные, гладкие и осмысленные, в коих под иносказаниями кроется истина? Но ты велишь объяснить их бессмысленность и придать образ безобразному. Скажу тебе снова: что за нужда тебе в них? И что за охота -желать нежелательное и прибавлять нам работы? Но мы приписываем это влечение молодости твоих лет и недостаточной зрелости и потому да будет исполнено и это желание твоего сердца."("Истрия армении", М.Хоренаци)
Как видите из текста мидийское не привлекало М. Хоренаци, но очень интересовало того, кто финансировал весь этот фундаментальный труд. Именно благодаря Сахаку Багратуни, это произведение Хоренаци, можно было бы назвать" Краткой Историей Мидии ", где меценат не даёт автору упустить из виду или не рассказать то, что касается ирано-мидийского наследия на землях Малой Азии. Конкретно в этом фрагменте М. Хоренаци не хочет писать о мидийском царе Аджахаке и кровожадном ассирийском царе Захаке, и о легендах связанных с ними. В курдском народе эти сказания до сих пор живы и передаются из уст в уста, в виде народных песен и сказок. Кроме того, в своей книги Хоренаци не раз упоминает, что многие истории взял из песен вишапов(название мидян-магов) из Готны(земли на границе Нахичевань, Турции и Ирана, где до сих пор большая часть населения курды).
И если Вы думаете, что между автором книги и меценатом не было больше трения по поводу всего мидийского в истории Армении, то Вы ошибаетесь :
" ...как бы настоятельно ты ни просил нас об этом, а лишь о достоверно известных нам последующих. Ибо мы сколь возможно избегали излишних речей и прикрас и всего того, что придавало бы словам и мыслям неточность, и по мере сил следовали как в заимствуемом, так и в собственном только справедливому и истинному. Так же поступаю и здесь, удерживаясь от потока неуместны слов и от того, что может породить неправильные мнения. А тебя умоляю и теперь, как уже делал многократно, не принуждай нас к излишнему и к тому, что скудостью или чрезмерностью слов может обратить весь наш большой и достоверный труд в напрасный и ненужный, ибо это нанесло бы вред равным образом и мне, и тебе."(" История Армении", М. Хоренаци)
Последние слова в этом фрагменте! Как же это показательно..
А на этом всё, до скорых встреч!
Пусть каждый народ останется со своей историей..
С уважением, Исаев К.
Подписывайтесь, ставьте нравится, комментируйте..
Еще по теме здесь: Истории.