Биосфера команды

Как создать в команде хорошую атмосферу? Во-первых, определите, кто этим будет заниматься.

За создание атмосферы отвечает каждый член команды. Для этого всем нужно просто выполнять свои функции. Чтобы описать эту коллективную ответственность за климат-контроль, мы используем выражение организационная карма. Карма — вроде колеса результатов, благодаря которому и наши добрые, и злые поступки постоянно к нам возвращаются. Еще можно позаимствовать выражение из информационных технологий — «мусор на входе - мусор на выходе». Или, как говорят на подводных лодках: если вес дышат одним воздухом, не надо есть горох.

В жизни команды есть и хорошее, и плохое. Плохое — это ризница в восприятии и разные стили поведения участников команды. Хорошее — это понимание разницы между хорошим и плохим членом команды. Эффективное командное поведение должно стать обычной частью жизни всех членов команды.

Качества эффективного члена команды

  • Он постоянно помнит о целях команды. Очень трудно с энтузиазмом работать ради достижения какого-то результата, если вы не знаете, каким он должен быть. Первое, что дела ет хороший участник команды: проясняет, куда он движет ся, каковы цели и задачи его команды. Выяснив это, хороший участник команды изо всех сил стремится к этим результатам. Он готов сделать все (не нарушая этических норм), что для этого нужно
  • Он искренне заинтересован в других участниках команды.
    Чтобы работать вместе, люди не обязательно должны друг другу нравиться. В течение небольшого промежутка времени так и происходит. Но хорошие участники команды искренне заинтересованы в благополучии своих товарищей — и это не «механизм выживания команды», а человеческая привязанность. Может казаться, что их обще­ ние совершенно обычно, но в нем видна забота: «Как прошли выходные?», «Твой малыш все еще болеет?», «Я могу чем-то помочь?»
  • Он противостоит конфликтам. Хорошие члены команды отличают конфликты от противостояния — прямоту от удара в спину. Единственный способ выявлять и примирять различия в команде — это прямо их обозначить, признать, что существуют разногласия, и вместе найти решение. Если между членами команды возникает конфликт, эффективные участники команды становятся посредниками и активно помогают разрешить противоречия. Плохие или слабые участники команды устраняются от конфликтов — или игнорируют их и надеются, что они исчезнут сами по себе, или предоставляют справляться с ними другим. Тем самым они растрачивают впустую драгоценное время и добрую волю команды.
  • Он слушает эмпатически. Эмпатическое, активное слушание важно для каждого из нас, входим мы в какую-то команду или нет. Оно особенно важно для открытого общения между эффективными членами команды. Слушать эмпатически — значит обращать внимание не только на со общение, которое отправляет нам собеседник, но и на эмоции, которые за ним стоят. Уметь слушать — значит не просто замолчать и ждать своей очереди, это значит постараться проникнуть в ум и сердце другого человека.
  • Он использует практики совместного принятия решений.
    Прежде чем принять окончательное решение, хорошие члены команды обсуждают «черновик» решения с другими членами команды. Кто знает, сколько дельных предложений вы еще услышите. Они могут сделать ваше решение лучше. Так можно не только получить дополнительную ин формацию, но и создать инструмент коммуникации, показывающий людям, в каком направлении вы мыслите, и таким образом свести к минимуму сюрпризы в будущем.
  • Он ценит индивидуальные различия. Эффективные члены команды воспринимают различия позитивно. Они уважают мнения других и считают личные позиции плюсом, а не минусом. Они выясняют, как природные различия могут быть полезны команде. Они не используют различия как оправдание своему нежеланию сотрудничать.
  • Он свободно выражает свои идеи. Хороший член команды не молчит. Если у него есть мнение по какому-то вопросу, он его выражает — даже если оно противоречит мнениям всех остальных. Если вы не имеете понятия, о чем идет речь, и поэтому держите рот на замке (что очень типично работаем), вы — неэффективный член команды.
  • Он дает обратную связь по поводу работы команды. Хорошие команды разрабатывают методы, позволяющие обеспечить постоянную обратную связь по поводу своей работы — что идет правильно, что неправильно и что с этим делать. Кроме того, эффективный член команды добивается обратной связи от других участников команды («Как я работаю?»). Независимо от того, каков формат обратной связи в организации, хорошие команды изобретают средства, чтобы часто и вовремя давать адекватную обратную связь по поводу людей, процессов, структур поддержки команды и результатов.
  • Он празднует свои достижения. Один из первых вопро­сов, который задает Харви, когда начинает работать с командой, звучит так: «Ребята, когда в последний раз вы устраивали общую вечеринку?» Если это было давно, значит у вас давненько не было повода повеселиться. Возможно, все ваши цели — долговременные, и вам сложно прерваться в середине процесса и просто расслабиться. Но — вес равно сделайте это. Эффективные команды находят повод для праздника, и обычно такой повод — достижение каких-то кратковременных результатов. Праздники, личные и профессиональные, — хороший способ поднять боевой дух.