Бизнес: общее в различном

Слово бизнес прочно вошло в наш лексикон. Оно обрело много различных, хотя и родственных значений. Мы в дальнейшем будем использовать его как обозначение предпринимательства, т. е. деятельности предпринимателя с целью образования прибыли, или же для обозначения фирмы, компании, через которую предприниматель осуществляет свою деятельность.

За исключением бюджетных и некоммерческих организаций, целью которых не является образование прибыли, практически вся остальная деятельность попадает под определение «бизнес». Бизнес очень разнообразен и индивидуален: производство автомобилей, газированной воды, печатной продукции, строительство, страховое и банковское дело, концертная деятельность, туризм, ремонт швейных машин, услуги по перевозке грузов и многое, многое другое. Перечень огромен и количество предпринимателей и фирм тоже очень велико. Достаточно взять в руки неподъемный телефонный справочник одного только города, а ведь он вместил далеко не всех занимающихся бизнесом.

Само собой разумеется, что количество частных предпринимателей и предприятий малого бизнеса значительно больше, чем крупных предприятий. В основном эти предприниматели и создатели предприятий относятся к группе «С», но есть они и в группе «Б», когда предприятие малого бизнеса организовано как бизнес-система.

Что же объединяет все эти совершенно несовместимые виды деятельности? Почему мы можем говорить о некоторых общих для предпринимателей схемах поведения? Почему мы, наконец, можем говорить о бизнесе как таковом, вообще отвлекаясь от сферы его деятельности?

Потому что все эти виды деятельности объединяет прибыль как цель и, соответственно, как мера оценки эффективности этой деятельности. Прибыль может выражаться в рублях, евро или долларах, но везде и всегда она определяется одинаково и однозначно — в денежных единицах.

С другой стороны, мы с вами уже отметили, что каждый бизнес имеет свою стоимость, которая тоже выражается в деньгах. Именно денежное выражение стоимости бизнеса и позволяет сравнивать между собой такие разные занятия.

Для того чтобы понять, насколько эффективно бизнес образует прибыль или насколько эффективно работает вложенный в бизнес капитал, существует определенный набор показателей, например объем продаж, прибыль к объему продаж, стоимость активов, стоимость акции, доход на акцию и другие. Именно этот набор показателей для самых разных видов деятельности и позволяет сравнивать, казалось бы, несравнимое. Поэтому и существуют различные списки компаний, где в одном ряду находятся банки, нефтяные компании, сети магазинов и многое другое. Поэтому инвесторы могут продать акции, например, машиностроительной компании и купить футбольный клуб, если сочтут такое вложение капитала более выгодным.

Кроме прибыли и других экономических показателей, в бизнесе могут действовать свои дополнительные критерии, характерные для отрасли, например, объем продаж с квадратного мера торговой площади, объем продаж на одного работающего и другие.

Итак, деньги играют в бизнесе важнейшую роль. Все мы знаем, что если в личных делах не вести счета деньгам, т. е. плохо управлять своими финансами, то в мгновение ока окажешься без денег или «по уши» в долгах, сколько ни зарабатывай. Точно так же и в бизнесе. Поэтому управление финансами — важнейший и общий для всех навык, которым нужно овладеть предпринимателю независимо от того, делает ли он фильмы, продает мороженое или оказывает какие-нибудь услуги.

Другим общим моментом для самых разных предприятий является рациональная организация работ или управление предприятием. Если бизнес не создается только для времяпровождения, то эффективность управления бизнесом отражается на той же самой прибыли.

Таких общих моментов в бизнесе можно найти очень много. Поэтому оказывается возможным готовить менеджеров в университетах, издавать книги по бизнесу и одним и тем же людям добиваться успеха в управлении бизнесом в совершенно разных сферах. Поэтому и предприниматели, овладевшие базовыми навыками в организации и управлении бизнесом, могут с успехом создавать предприятия в совершенно разных областях.

В то же время каждый бизнес индивидуален. И дело здесь не только в том, что в разных видах деятельности заняты совершенно разные специалисты. Даже если мы сравним две аналогичные конкурирующие фирмы в одном и том же городе, то они могут оказаться совершенно непохожими друг на друга. Одна может процветать, а другая — еле волочить ноги. При всей общности индивидуальные качества предпринимателя и конкретные люди на своих рабочих местах делают каждый бизнес индивидуальным.

Сейчас рассматриваем общие проблемы и моменты, которые присущи многим предприятиям малого бизнеса. А индивидуальность в бизнес каждый предприниматель привнесет свою.