Согласно закону США от 1934 г.: «Малым бизнесом является бизнес, принадлежащий одному лицу, независимо управляемый им и не являющийся доминантом в этой отрасли». Считается, что последнее условие относительно доминирования на рынке является главным в этом определении и, вероятно, оно и привело к ключевому слову «малый». В этом случае совершенно естественным оказывается стремление поставить количественные границы для такого неопределенного понятия, как «малый». И такие границы поставлены — в разных странах разные и со временем изменяющиеся.
Наиболее доступный и сопоставимый признак малого бизнеса — количество работников. Принятое в России наибольшее количество работающих в малом бизнесе для производственной сферы равно 100 чел., для других сфер оно ниже. В США применяется более дифференцированная система. Например, многие фирмы-производители считаются малыми, если в них работает не более 500 чел., хотя в некоторых отраслях этот порог поднимается до 1800 чел. Оптовые фирмы считаются малыми при количестве занятых в них работников до 500 чел., а для розничной торговли и услуг граница задается в виде максимальной годовой выручки от продаж (до $3,5 млн. и даже до $13,5 млн.).
Установление количественных границ привело к расширению понятия малого бизнеса. Предприниматель может быть и не один, и управляется малый бизнес, хоть и редко, но не всегда самим предпринимателем. Наконец, некоторые предприятия попадают в категорию малых только потому, что они вновь созданные. Они мощно развиваются и сравнительно быстро выходят за границы малого бизнеса.
Малый бизнес существует в тени крупного и, как правило, рассматривается с позиций крупного. Устройство нашего общества таково, что оно создает приемлемые или хорошие условия в первую очередь для крупного бизнеса. С представителями крупного бизнеса встречается Президент, их показывают в новостях, о них пишут в газетах. Это вполне понятно, так как крупный бизнес определяет экономическую мощь страны.
Однако это нисколько не умаляет роли малого бизнеса, который создает экономическое благосостояние страны. Он — способ повышения благосостояния большого количества людей. И условия его жизнеспособности и процветания совсем иные, чем для крупного бизнеса.
Попробуем разобраться, что же это за условия.
Приведем некоторые данные по США (конец 80-х годов), где созданы, вероятно, наилучшие условия для малого бизнеса. Итак:
- из 19 млн. действующих в США предприятий малые с количеством занятых до 100 чел. составляют 99%;
- только женщинам принадлежит 4,6 млн. фирм;
- малый бизнес производит около половины товаров и услуг;
- малый бизнес нанимает более половины частной рабочей силы в стране;
- малым бизнесом осуществлено подавляющее большинство важнейших новых разработок;
- на малый бизнес приходится не менее 5% экспорта;
- малый бизнес выполняет такие работы и услуги, которые необходимы покупателям, но не представляют интереса для крупных фирм;
- малый бизнес необходим крупным предприятиям для организации продажи производимой ими продукции, ее технического обслуживания и ремонта, а также для производства отдельных деталей и узлов.
В некоторых отраслях США малый бизнес обеспечивает следующую долю занятости: строительство — 81,4%, оптовая торговля — И,6%, услуги — 77,2%, розничная торговля — 61,7%. Совсем не мало.
Предоставляя работу половине населения, малый бизнес создает осно-зу для экономического благополучия.
В России малый бизнес занимает во много раз меньшую долю, чем в европейских странах, не говоря уж о США, которые в этом отношении являются в мире безусловным лидером. Попробуем взглянуть на оборотную сторону медали: эти удручающие для нас выводы свидетельствуют о том, что в России существует поистине безграничное поле деятельности для малого бизнеса. Не исключено, что в развитии малого бизнеса и скрыты значительные резервы роста экономики нашей страны.
Малый бизнес решает и ряд других очень важных задач:
- создает новые рабочие места для людей, которые по своему уровню образования и квалификации не отвечают жестким требованиям крупных фирм и государственных учреждений;
- формирует класс независимых предпринимателей — очень активную часть общества;
- обеспечивает налоговые поступления в бюджет;
- способствует повышению квалификации людей и приобретению новых профессий, особенно в тех случаях, когда по возрасту или семейным обстоятельствам они не могут пойти учиться.
Он занимает важное место в экономике. Впрочем, экономикой дело не ограничивается. Малый бизнес — это способ реализации для каждого гражданина права на труд. Он позволяет человеку очень просто создать свое независимое рабочее место и таким образом попытаться реализовать свои идеи и планы, обеспечить себя и своих близких в финансовом отношении, стать независимым и самому решать свою судьбу. Для этого ему нужно открыть свой бизнес и стать его руководителем, что подавляющее большинство предпринимателей и делает. При этом нет никаких ограничений в отношении образования, профессионального опыта, капитала, происхождения или пола. Практически любой человек может назначить себя управляющим, став владельцем бизнеса.
Фундаментальное отличие малого бизнеса состоит не в размерах, а в доступности для любого человека создания своего независимого рабочего места, позволяющего ему реализовать свои возможности.
В этом случае в одном лице совмещаются две совершенно разные функции — владельца и управляющего, и все рассуждения о целесообразности отделения владельца от управления не имеют под собой никакой почвы.
Это отличие и определяет те условия, которые необходимы для успешного развития малого бизнеса.
Нужно отметить, что в настоящее время в нашей стране в целом созданы условия, необходимые для развития крупного бизнеса, и он их очень эффективно использует.
С самого раннего возраста родители убеждают своих детей в том, что те должны хорошо учиться, чтобы потом получить работу в солидной фирме. Система образования устроена так, что она готовит специалистов и менеджеров, которые нужны как раз крупным корпорациям. Лучшие из выпускников быстро находят приют в таких фирмах. Крупный бизнес снимает сливки. Инвестиционные и кредитные организации предоставляют наилучшие условия и стремятся работать только с крупными фирмами. Дорогостоящие услуги консультационных фирм всегда в распоряжении крупного бизнеса. Законодательное лобби проводит законы в интересах крупных компаний. Многие государственные заказы оказываются по силам только крупным фирмам. Наконец, крупные фирмы получают самые низкие цены при закупке товаров в больших количествах.
Ничего подобного для малого бизнеса нет. Он живет в условиях, созданных для крупного бизнеса. Эти условия корректируются, и поэтому мы постоянно слышим о льготах и поддержках. По большому счету никакие льготы и поддержки малому бизнесу не нужны. Он — вполне жизнеспособный организм. Сейчас он находится в ситуации, когда морского обитателя запустили в бассейн с пресной водой и теперь все ломают голову, что же в нее надо добавить, чтобы он не только не скончался, но и дал бы потомство. Добавлять ничего не надо, нужно залить в бассейн морскую воду.
Мы видим, что состав воды в бассейне потихоньку меняется: изменяется налоговое законодательство, сокращается безумное количество проверяющих, создаются информационные центры, пытаются бороться с бюрократами.
Однако главной действующей фигурой в малом бизнесе остается сам предприниматель. Надеясь, что в нашем государстве когда-нибудь будут созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, предпринимателю нужно взять на вооружение известную поговорку: «На бога надейся, а сам не плошай».
Цель как раз в том и состоит, чтобы помочь предпринимателю самому добиться успеха, независимо от того, что и когда кто-то сделает в поддержку малого бизнеса.