В первые две недели с момента открытия бизнес дал ожидаемые результаты. Затем он остановился и покатился вниз. В следующие три месяца убытки «съели» почти 20% инвестированных средств. Никакие действия не изменяли ситуацию к лучшему.
В следующий год было «съедено» еще около половины инвестированных средств. Расходы превышали доходы и с неумолимостью рока каждый месяц откусывали часть инвестиционного пирога, который казался таким большим, но на самом деле стремительно таял.
Это была настоящая драма для тех, кто организовывал этот бизнес и, в особенности, для руководителя проекта и его идеолога.
Несмотря ни на созданный товарный запас, ни на всевозможные скидки, новую упаковку и прочие ухищрения, покупатель никак не хотел покупать больше. Пришлось установить жесточайший контроль за расходами, но и это не помогало.
Ситуацию еще более ухудшили начавшаяся война в Чечне и беспрецедентные по размаху и расходам выборы Президента, которые резко сократили бюджетное финансирование в результате чего многие муниципальные заказчики остались без денег.
Понимая, что изменить ситуацию в лучшую сторону не удается, руководством были предприняты активные меры по организации торговли новыми товарами импортного производства. Для этого пришлось завезти эти товары на склад, подготовить большое количество информационных и рекламных материалов и начать работу с покупателями в Москве и других регионах. Торговля новым оборудованием потихоньку росла, но не могла еще существенно сказаться на доходах.
Положение стало критическим, и тогда, наконец, было принято решение о резком сокращении расходов. Резать пришлось по живому. Были не только значительно сокращены арендуемые складские помещения, распродана часть техники, но и почти вдвое сокращен персонал. Были сокращены коллеги и друзья, с которыми этот бизнес начинался. Это было очень горько. Тогда предприниматель понял, что убыточный бизнес — это не просто неудача. Это — зло, которое причиняется ни в чем неповинным людям, и он несет за это ответственность.
Расходы были значительно сокращены, а новая продукция стала давать все больший доход. В течение нескольких месяцев ситуация стабилизировалась, а затем уже объемы стали расти настолько интенсивно, что удалось погасить часть убытков прошлых периодов. Бизнес прочие встал на ноги, но вместо суперзвезды, о которой все мечтали в начале, он стал средним игроком. Это была победа, но не та, которую ждали.
И все это стало результатом всего одной ошибки, допущенной на стадии разработки бизнес-плана.
Поскольку рынок и бизнес были хорошо известны руководителям проекта, составление бизнес-плана не вызвало каких-либо серьезных проблем. Была только одна «закавыка». Доход от бизнеса, который определялся на основе продаж одного из учредителей нового бизнеса, никак не покрывал расходов. А расходы, естественно, возросли, так как у создаваемой суперзвезды всего было много: и складских площадей, и офисных помещений, и персонала. Ну никак доход не получался таким, каким это было нужно, чтобы бизнес был прибыльным.
И в этот момент, когда разум должен был сказать свое слово,' в ход пошли эмоции. Инвестиции и имя партнера-соучредителя должны были сделать свое дело и увеличить объемы продаж! Как водится, ни того, ни другого не произошло. Если с расходами дело обстоит всегда более или менее стабильно — мы всегда выполняем и перевыполняем эти планы, — то с доходами дело обстоит совсем иначе. Они всегда оказываются ниже ожидаемых. Так было и в этом случае. Ожидания оказались сильно завышенными, о чем и предупреждал бизнес-план. Тревожный звонок не был услышан. В результате бизнес оказался в тяжелейшей ситуации.
Мне попались на глаза результаты опроса успешных бизнесменов, согласно которому более половины из них никогда не составляли бизнес-плана. О чем это говорит? О том, что в самом лучшем случае только десятая часть предпринимателей добилась успеха, не составляя бизнес-плана. Честь им и хвала. Им действительно не нужны никакие бизнес-планы. Из оставшихся 90, по крайней мере, подавляющее большинство потеряли свой бизнес.
Для многих предпринимателей и для всех без исключения, кто начинает свой первый бизнес, составление бизнес-плана абсолютно необходимо. Другое дело, что и он может оказаться бесполезным, если цифры в нем подгонять под ответ, как это делают школьники или как это было сделано в приведенном выше примере. Если к составлению бизнес-плана подходить ответственно и использовать его для того, чтобы получить не обоснование своим амбициям, а объективную информацию о будущем бизнесе, то бизнес-план становится мощным инструментом подготовки к бизнесу.
Бизнес-план заставляет предпринимателя задуматься над такими вопросами, которые ему даже в голову не приходили, но которые очень важны для успешного дела. Очень важно, чтобы предприниматель отвечал на все вопросы бизнес-плана, а не только на те, на которые он может ответить.
Бизнес-план необходимо разработать в виде документа, к которому можно постоянно возвращаться, который можно показать консультантам, наставнику или инвесторам. У посторонних людей будет намного меньше эмоций и иллюзий в отношении бизнеса, чем у предпринимателя, этот бизнес создающего. Пособий по составлению бизнес-плана множество, поэтому мы не будем останавливаться на том, как его составлять. Мы отметим лишь следующее.
- Бизнес-план — это не билет или пропуск в светлое будущее, поэтому его нельзя покупать. Он — очень важный этап подготовки предпринимателя к своему бизнесу. Советоваться можно с консультантами, наставником, опытными знакомыми и со всеми людьми, кто может быть полезен. Но сделать его нужно самому, чтобы максимально понимать свой будущий бизнес.
- Бизнес-план должен быть проработан до такой степени, чтобы он представлял собой макет будущего бизнеса. По крайней мере, несколько месяцев в него нужно поиграть, изменяя структуру, количество персонала, заработную плату, наценки, запасы и прочее, чтобы выяснить, как это все сказывается на бизнесе, т. е. на объемах продаж и прибыли. Такая игра — очень эффективный путь для понимания экономики бизнеса.
- Если бизнес-план показывает, что предполагаемый бизнес не будет эффективным, то ни в коем случае нельзя волевым порядком изменять цифры, чтобы ответ получился положительным. Лучше отказаться от бизнеса, чем потерять деньги, имущество, здоровье или семью. Собственно, одной из целей бизнес-плана и является предотвращение такого развития событий.
- Разрабатывая бизнес-план будущего бизнеса, нужно обязательно ответить на вопрос, как выйти из бизнеса: можно ли продать свою долю, если учредителей несколько, и как это будет отражено в учредительных документах; можно ли продать этот бизнес и как нужно поступать, если первые два варианта невозможно реализовать. Предприниматель должен быть готов ко всему. Подготовка к выходу из бизнеса позволит предпринимателю избежать серьезных потерь, долгов и проблем в будущем. Нам уже известно, что большинство предпринимателей теряют свой бизнес, и пренебречь этим было бы слишком легкомысленно.
Под хороший бизнес-план, если это требуется, не так уж и сложно найти инвестора и деньги.