Прокладка пути к долгосрочной цели может быть частью бизнес-плана, а может и выходить за его рамки. Все зависит от того, насколько потенциальные возможности создаваемого бизнеса позволяют достичь личной долгосрочной цели предпринимателя.
Предположим, что, в соответствии с бизнес-планом, создаваемое предприятие может обеспечить объемы продаж и соответствующие им доходы, при которых достигается личная долгосрочная цель. Это значит, что путь к ее достижению и есть путь развития самого бизнеса.
Однако не всегда достижение поставленной цели возможно с помощью того малого бизнеса, который предприниматель намеревается открыть. В таком варианте нет ничего плохого.
Предприниматель должен принять решение, как ему действовать в этом случае. Возможны два варианта.
Первый вариант — согласиться с тем, что поставлена слишком высокая цель и ее нужно откорректировать. Не думаю, что этот вариант лучший. Если человек поставил перед собой цель, то он наверняка сможет ее достичь, и не стоит так легко от нее отказываться.
Второй вариант — предприниматель соглашается с тем, что создаваемый им бизнес не позволяет достичь поставленной им цели и тогда считает данный бизнес промежуточной целью. Это значит, что для достижения поставленной цели ему потребуется создать другие, дополнительные источники дохода. Такое часто бывает. Многие обеспеченные и богатые люди имеют множественные источники дохода и при этом прекрасно себя чувствуют.
Пути достижения поставленной цели могут быть различными. Вот, что предлагает Марк Фишер в книге «Секрет миллионера»: «Если вы хотите стать миллионером за шесть лет, а это достижимая цель, ваша формула будет составлена по следующей модели. Если к концу перво-
го года вы обладаете активами в размере 31 250 фунтов стерлингов, вам следует удваивать их каждый год, и через шесть лет вы станете миллионером!»
Поясним, что под активами М. Фишер понимает то, что остается, когда оплачены все текущие счета и налоги. В активы могут входить инвестиции в недвижимость либо в другую собственность, акции или банковские сбережения.
То, о чем говорит Марк Фишер, это, фактически, инвестиционная деятельность. Мы же с вами говорим о малом бизнесе и предпринимательстве. Но, с другой стороны, малый бизнес есть не что иное, как актив, который создается самим предпринимателем. Бизнес создает капитал, который с помощью созданной инфраструктуры и технологий образует прибыль.
Вехи Марка Фишера просты и понятны.
А как насчет нашего бизнеса? Для него тоже могут быть поставлены аналогичные вехи.
Сформулируем цель следующим образом: «Создать бизнес, который на пятый год будет давать прибыль в размере $100 тыс. в год».
Прибыль от бизнеса — это и есть фактический доход предпринимателя. Как он будет использовать эту прибыль — зависит только от него. Он может вложить ее в бизнес (реинвестировать), чтобы развить его и повысить его стоимость, как было рассмотрено в главе 37. А может извлечь ее частично или полностью, чтобы использовать для других целей.
Не будем говорить, что же нужно делать, чтобы достичь поставленной цели. Этому посвящена часть 4. Здесь пойдет речь лишь о том, какие вехи нужно поставить на пути, чтобы не заплутать, а достичь ее.
Обратимся к рис. 7.2 и попробуем составить такой же график для нашего случая. При этом нужно иметь в виду, что на рис. 7.2 приведено изменение объемов продаж по годам, а мы с вами пока что задали прибыль, которую предприниматель хотел бы иметь. Поэтому нам необходимо привести значение прибыли к соответствующему объему продаж. Это касается любого бизнеса — торгового, производственного или услуг. Будем считать, что предпринимателем определены идея бизнеса и предмет деятельности. Он уже создал бизнес-план и может определить, какую прибыль его бизнес может образовать при определенных объемах продаж.
Отметим, что малый бизнес в отношении прибыли может быть эффективнее крупного. Там созданы мощные структуры, которые занимаются прогнозированием и планированием и снижают риски неудачного развития событий. Ниже риски, ниже и прибыли (в процентном отношении), и доходы акционеров.
В малом бизнесе предприниматель сам себе — вся структура управления. Он не располагает такими возможностями, какими располагает крупный бизнес, но и не расходует средства на содержание этих структур. У него выше прибыли, чем в крупном бизнесе, но и риски неудач тоже значительно выше.
Я полагаю, что нужно очень сильно задуматься над тем, стоит ли вообще заниматься бизнесом, если в малом бизнесе в торговле прибыль от объема продаж составляет менее 5%, а в производстве — менее 10%. В услугах доля прибыли может быть еще выше.
Еще раз обратим внимание на то, что предприниматель должен знать эти цифры, потому что он должен представлять себе, во что он ввязывается.
Предположим, бизнес-план показывает нам, что в бизнесе прибыль в размере $ 100 тыс. будет достигаться при объеме продаж $ 1 млн. в год (т. е. прибыль от объема продаж составит около 10%).
Таким образом, поставленная предпринимателем цель будет достигнута, если в точке В в конце 5-го года объем продаж будет составлять округленно $ 1 млн. Отложим эту точку на рис. 37.1. Для того чтобы составить прогноз развития, нам нужна еще одна точка. Она может быть также взята из бизнес-плана для первого года. Значение для первого года также должно быть определено, так как бизнес должен заработать себе на пропитание (текущие расходы). Прибыль при этом может быть нулевой, но расходовать первоначальный капитал на заработную плату или оплату телефонных разговоров было бы неразумным. Весь инвестированный капитал будет в мгновенье ока съеден.
Теперь через две точки мы можем провести S-образную кривую. Как в действительности будет развиваться бизнес, мы не знаем. Мы ожидаем, что бизнес будет успешным (а иначе зачем его вообще начинать), но как пойдет кривая варианта Z (рис. 8.1), когда и сколько ошибок мы совершим — неизвестно.
Поэтому у нас есть только один путь — построить идеальную кривую, которая нанесена на рис. 8.1 пунктиром или же показана на рис. 7.2.
Кривая на рис. 37.1 — это и есть наш путь к цели для создаваемого нами бизнеса. Ошибаемся ли мы в нашем прогнозе? Безусловно. Мы ожидаем (опять ожидания!), что экономика будет развиваться стабильно, что не произойдет нового дефолта, что предлагаемые товары будут пользоваться спросом, а персонал будет квалифицированным и исполнительным, и прочее и прочее.
Предприниматель должен ясно представлять себе, что нанесенная кривая от точки 1 до точки В — это один из возможных путей к цели. Эта кривая может быть проведена по-разному, и те предприниматели, которые доберутся до цели (точки В), оглядываясь назад, увидят, что каждый шел своим путем. Потому что каждый бизнес неповторим и исключительно сильно зависит от личности предпринимателя.
Отметим, что даже если мы и ошиблись, прокладывая путь к цели (точке В), то у предпринимателя будет вполне достаточно времени, чтобы этот путь скорректировать. И чем большую часть пути он пройдет, тем более обоснованной будет эта корректировка.
Несколько замечаний относительно построения кривой на рис. 37.1. Эта кривая не должна содержать вертикальных или очень крутых участков — такие скачки возможны скорее в воображении, но не в реальности. В первое время бизнес может развиваться очень медленно, хотя и не всегда. И вспомним рекомендации Питера Друкера, что годовой рост, если он происходит только за счет собственных средств бизнеса, не превышает 40%. Он, конечно же, зависит от размера образуемой бизнесом прибыли, но вряд ли будет очень сильно отличаться от этой рекомендации.
С другой стороны, рост успешного бизнеса, например, на второй год может быть и значительно больше. Это объясняется тем, что бизнес в это время развивается не за счет образованной им прибыли, а за счет первоначального, инвестированного в бизнес капитала. Кроме того, значение объема продаж в первый год может быть настолько незначительным, что реально достижимый объем следующего года, возможно, значительно перекроет предыдущий.
Во всяком случае, мы уже ссылались на данные для США, согласно которым, быстрорастущие малые предприятия вырастают в среднем на 103% в год. В моей практике были случаи роста и на 100 и на 200% в год.
Определим значения объемов продаж, соответствующие каждому году, которые получаются с помощью кривой, изображенной на рис. 37.1, и определим ежегодный прирост (%):
- 1-й год $50 тыс. — 57%;
- 2-й год $95 тыс. - 90%;
- 3-й год $320 тыс. - 237%;
- 4-й год $730 тыс. - 128%;
- 5-й год $1 млн. — 37%.
Самый значительный прирост приходится на 3-й год и составляет 237%. Обеспечить этот прирост — не такая уж простая задача. Можно попытаться поискать и другие варианты. Например, посмотрим, что получится, если цель будет достигаться не за 5, а за б лет (рис. 37.1).
В этом случае мы получим следующие цифры.
- 1-й год $50 тыс.-44%;
- 2-й год $90 тыс. - 80%;
- 3-й год $270 тыс. - 200%;
- 4-й год $870 тыс. - 118,5%;
- 5-й год $1 млн. — 15%. N
Этот вариант получается более спокойным, но прирост на 3-й год все-таки оказывается достаточно большим. Однако никто не мешает так изменить график, чтобы рост был более плавным. В конце концов, совсем не обязательно следовать идеальной кривой и каждый может получить такой план, который его наиболее устраивает.
Я хочу обратить внимание на первые три года. Значения объемов продаж для обоих вариантов практически совпадают в первые два года. Это приводит нас к следующему важному выводу.
Какой бы высокой и трудной не казалась нам долгосрочная цель, для того чтобы ее выполнить, нужно сделать не такие уж фантастические шаги в первые два года. При этом объем продаж, который нужно достигнуть на 3-й год, тоже не слишком сильно отличается для разных вариантов.
У предпринимателя имеются и некоторые другие резервы. После того как бизнес начнет работать, на основе достигнутых результатов нужно еще раз вернуться к планам. Если намечаемые мероприятия позволяют достичь запланированных результатов, то это значение объема продаж принимается в качестве ориентира. Если же выполнить такой план, по мнению предпринимателя, невозможно, то его нужно скорректировать.
Обратим внимание и на такой факт. Если бизнес будет образовывать меньшую прибыль, чем задали мы в рассмотренном примере, то для достижения поставленной долгосрочной цели он должен развиваться гораздо более интенсивно. Например, при достижении прибыли от продаж в размере 7%, объем продаж, соответствующий достижению поставленной нами цели, будет составлять $1400 тыс., и кривая, отражающая рост, будет гораздо круче. Еще раз обращаем внимание на то, что прибыль — важнейшая категория бизнеса. Низкоприбыльный бизнес всегда оказывается неконкурентоспособным.
Поэтому главная задача предпринимателя заключается не в том, чтобы бесстрашно броситься в первый пришедший в голову низкоприбыльный бизнес, а в том, чтобы найти способы повышения прибыльности бизнеса. Тогда денег на все будет хватать.
Итак, ключ к достижению цели заключен в самом первом шаге. После него и второй шаг будет вполне достижимым, так же как и все последующие шаги. Правда, если темпы роста высоки, то возникнет потребность в капитале, которого у молодого бизнеса может и не быть.
Что же касается привлечения капитала, то это — очень важное для предпринимателя умение. Самый очевидный и важный способ заключается в умении привлекать деньги своих покупателей за счет получения все новых заказов. Однако возможности роста бизнеса могут потребовать привлечения заемных средств или инвестиций. Начинать желательно со способов, которые позволяют привлечь капитал без оплаты процентов. Это может быть товарный кредит поставщика, которым можно пользоваться очень долго, если не нарушать своих обязательств. Это могут быть и авансовые платежи покупателей. Можно взять кредит в банке, но тут уж без процентов не обойдешься. Наконец, можно пригласить инвестора на разных условиях. Не исключено, что ему придется отдать долю в бизнесе.
Для бизнеса лучше привлечь инвестора, чем брать кредит, потому что на участке от точки А до точки В (рис. 7.2) выплата процентов по кредиту будет снижать прибыль, которая очень нужна для реинвестирования. Кроме того, кредит необходимо возвращать, что может оказаться серьезной проблемой, если он краткосрочный.
Для предпринимателя привлечение инвестора может оказаться неприемлемым из-за личных амбиций, хотя на практике с успехом используются оба варианта.
В заключение отметим, что предпринимателю необходимо уделить время на уточнение цели и прокладку пути к ней. Это своего рода игра. Нужно запастись терпением и бумагой, писать цифры и строить графики. Никто этого за предпринимателя не сделает. Он должен сжиться с этими цифрами. В конце концов, получится такой вариант, который будет предпринимателя устраивать и не так уж важно, как пойдет кривая. Важно, чтобы предприниматель сказал себе: «Получилось то, что я хочу, и я выполню этот план».
Больших цифр бояться не нужно. Раз уж они попали в планы и засели в голове предпринимателя, то они достижимы. Мечта о финансовом благосостоянии должна быть такой, чтобы за нее стоило побороться.
Некоторые подумают, стоит ли тратить время на всякие там планы и прогнозы, когда уже есть идея бизнеса и нужно как можно скорее браться за дело. Опыт показывает, что время, затраченное на планирование, всегда окупается сторицей. Кроме того, предприниматель постоянно видит перед собой высокую цель, к которой он движется, и его силы и уверенность в успехе удваиваются, когда он достигает запланированных промежуточных результатов.
Во всяком случае, можно быть уверенным в одном: только планирование позволяет поставить под свой контроль обстоятельства и управлять своим бизнесом.
Во всех остальных случаях обстоятельства будут управлять и предпринимателем и его бизнесом.
Не исключено, что начинающему предпринимателю будет нелегко играть с цифрами. Но научиться этому нужно, потому что планов в будущем придется составлять довольно много. Планы необходимы для того, чтобы попасть в то место, куда хочешь попасть.
Роль Наставника на этом этапе трудно переоценить.
Нет плохих солдат, есть плохие офицеры
Наполеон