Светлый праздник Благовещения, несущий в себе радость грядущего рождения Спасителя, овеянный теплом весны, отмечается 7 апреля. «Большой праздник на небесах и на земле», - говорили о нем на Руси.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы был установлен в Римской империи в IV веке. Дату празднования определили путем отсчета девяти месяцев назад от Рождества Христова.
Согласно Священному Писанию архангел Гавриил явился с небес Деве Марии и сообщил благую весть о том, что ей суждено стать матерью Мессии, Спасителя Иисуса Христа.
В доме своего Обручника старца Иосифа она вела уединенный образ жизни, поэтому спросила у Гавриила: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» - «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя», - ответил архангел.
Примечательно, что это единственный посвященный Пресвятой Богородице праздник, где главное внимание обращается не на ее материнство, а на при-снодевство: Мария зачала сына, «не зная мужа», по действию Святого Духа. «Да будет мне по слову Твоему», - так ответила она на волю Господню.
Великую радость скорого воплощения Сына Божьего среди людей несла миру благая весть: Иисус Христос спасет род человеческий, дарует ему надежду на вечную жизнь.
МАРИЯ - ДЕВА ЗАРЯ
По старому календарному стилю Благовещение приходилось на 25 марта -время весеннего равноденствия. Солнце набирало свою силу, весна вступала в свои права. Поэтому образ Девы Марии в народном представлении переплелся с более ранним, языческим божеством - Девой Зарей, водящей светило по небу. По поверьям, живет она на небесах, украшает ее длинная розовая фата. «Зорька-заряница, красная девица, Пресвятая Богородица!..» - так обращались к ней люди в своих мольбах и заговорах.
Зарю утреннюю крестьяне называли Марией, э вечернюю величали Маремья-ной. Фата Зари подобно покрову Богородицы защищала поселян от колдовства и врагов. Заря Мария, как и Солнце, посылала на землю лучи, дарящие свет и передающие по весне плодородие земле.
ОТКРЫТИЕ ЗЕМЛИ
На Благовещение в деревнях вновь встречали весну. Приход долгожданной гостьи ознаменовывали собой солнечный свет и тепло, пробуждение природы.
Верили, что на Благовещение открывается земля-матушка, впитывая в себя плодородную силу солнца и воды тающего снега. Говорили, что в этот праздничный день сам Господь Бог благословляет землю на плодородие. С просьбами о хорошем урожае на Благовещение было принято также обращаться к архангелу Гавриилу и Пресвятой Богородице и приносить для освящения в храм семена для будущего посева. К посевному зерну непременно прикладывали икону.
Работать, а тем более тревожить землю в праздник считалось большим грехом. Кроме того, день недели, на который приходилось Благовещение, в течение всего сезона считался неблагоприятным для пахоты и посева, а следующий за ним - наоборот, удачным.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ОГОНЬ
Крестьяне примечали, что на Благовещение, как и на праздник праздников - Пасху, «играет» солнце. Проводя аналогию, крестьяне полагали, что и огонь в эту пору обладает большой силой.
Накануне праздника на окраинах сел разводили костры, которые служили ориентирами для идущих в церковь жителей отдаленных деревень, а также отгоняли нечистую силу от домов. В некоторых местностях через костры перепрыгивали для очищения от сглаза. В благовещенских огнях сгорали старые соломенные постели, одежда больных.
В домах же, напротив, до зари Благовещения не разжигали огонь в благодарность солнцу за все удлиняющийся световой день. Жилье нарушивших запрет хозяев, по давним поверьям, могло быть спалено пожаром, а их близкие - убиты молнией.
«Благовещение прошло - гром будет греметь»», - говорили люди в южных регионах. Гроза в это время, по древним языческим верованиям, служила верным знаком того, что сам Перун творит зарод земле, оплодотворяя ее огненными лучами-молниями.
ПТИЦЫ ГНЕЗД НЕ ВЬЮТ, ДЕВКИ КОС НЕ ПЛЕТУТ
Как и многие значимые даты народного календаря, Благовещение было окружено суеверными запретами.
Как было упомянуто выше, в этот день запрещались любые работы: «Даже черти в аду на Благовещение грешников не мучат», «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение», - говорили в народе. Говорили, что крот ослеп из-за того, что рыл землю в этот день.
Девушки на Благовещение не плели кос, а самые осторожные даже не расчесывали их, веря, что от этого начнут выпадать волосы. На Благовещение хозяева ничего не отдавали из дома, полагая, что тем самым могут подарить свое благополучие. Новую одежду на этот праздник также не надевали, веря, что в скором времени она разорвется или безнадежно запачкается.
Заботливые старушки в ночь на Благовещение пережигали в печах соль. Люди верили, что она, подобно пережженной в Чистый четверг перед Пасхой, помогала в лечении многих болезней. Благовещенскую соль добавляли в выпекаемые в этот день лепешки, которые скармливали скоту для защиты от падежа. Всю домашнюю живность на Благовещение выпускали погулять, чтобы она, ощутив весну, стала плодовитой. Пасечники выставляли в этот день на улицу своих пчел.
ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ
Благовещение отмечалось во время Великого поста. Поэтому шумными и разгульными праздничными гуляньями оно не выделялось. Это был тихий добрый семейный праздник, несмотря на то что он являлся третьим по значимости после Пасхи и Рождества.
Всю семью сплачивала традиция отпускать в Благовещение на волю птиц. Купленные у птицеловов или пойманные по осени в самодельные клети и перезимовавшие в детских комнатах или общей избе, пернатые отправлялись полетать на волю и привести за собой весну. Девушки и детвора сопровождали выпуск птиц песнями-закличками. С приходом на Русь христианства этот обычай стал символом освобождения человечества, связанного с пришествием на свет Иисуса Христа.
Возвращаясь с праздничного богослужения, крестьяне забирали с собой просфоры и святую воду. Их хранили в течение года как надежное средство от недугов. Благовещенские просфоры деревенские жители крошили в зерно, чтобы защитить посевы от вредителей и обеспечить хороший урожай.
В наши дни возрождается благовещенская традиция отпускать на волю птиц. Каждый год в праздник патриарх выпускает в небо белоснежных голубей, еще раз напоминая людям, что с этого дня идет наша вера во спасение, в освобождение человечества от греха.
Елена АРТЕМОВА
Тайны ХХ века №12 (апрель 2013)